Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 4. Классификации нарушений развития

    Содержание материала

    Вопрос 4. Классификации нарушений развития

    1. Основания классификаций

    2. Некоторые виды классификаций

    3. Категории лиц с недостатками развития


    1.  Наиболее распространенные основания классификации нарушений развития {по Н.М. Назаровой):

    ✓ причины нарушений;

    ✓ виды нарушений с последующей конкретизацией их характера;

    ✓ последствия нарушений, которые сказываются в дальнейшей жизни.

    Универсальной классификации в настоящее время нет.

    Каждая предметная область специальной педагогики имеет свои, частные классификации.

    2.  Классификация по локализации нарушения в определенной системе организма:

    ✓ телесные (соматические) нарушения (опорно-двигательный аппарат, хронические заболевания);

    ✓ сенсорные нарушения (слух, зрение);

    ✓ нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения).

    Классификация по причинам возникновения нарушения:

    ✓ врожденное нарушение развития;

    ✓ несчастный случай, стихийное бедствие;

    ✓ производственная травма;

    ✓ профессиональное заболевание, приведшее к возникновению ограничения возможностей;

    ✓ дорожно-транспортное происшествие;

    ✓ участие в боевых действиях;

    ✓ экологическое преступление;

    ✓ болезнь и пр.

    3.  Классификация по характеру нарушения позволяет выделить следующие категории лиц с ограниченными возможностями:

    глухие (неслышащие);

    ✓ слабослышащие;

    ✓ позднооглохшие;

    ✓ незрячие;

    ✓ слабовидящие;

    ✓ с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

    ✓ с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

    ✓ с нарушениями интеллекта (умственно отсталые);

    ✓ с задержкой психического развития (труднообучаемые, с образовательными затруднениями);

    ✓ с нарушениями речи (в том числе тяжелыми);

    ✓ со сложными недостатками развития. Использованные источники:

    Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 18—21.


    Please publish modules in offcanvas position.