Вопрос 4. Классификации нарушений развития
1. Основания классификаций |
2. Некоторые виды классификаций |
3. Категории лиц с недостатками развития |
1. Наиболее распространенные основания классификации нарушений развития {по Н.М. Назаровой):
✓ причины нарушений;
✓ виды нарушений с последующей конкретизацией их характера;
✓ последствия нарушений, которые сказываются в дальнейшей жизни.
Универсальной классификации в настоящее время нет.
Каждая предметная область специальной педагогики имеет свои, частные классификации.
2. Классификация по локализации нарушения в определенной системе организма:
✓ телесные (соматические) нарушения (опорно-двигательный аппарат, хронические заболевания);
✓ сенсорные нарушения (слух, зрение);
✓ нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения).
Классификация по причинам возникновения нарушения:
✓ врожденное нарушение развития;
✓ несчастный случай, стихийное бедствие;
✓ производственная травма;
✓ профессиональное заболевание, приведшее к возникновению ограничения возможностей;
✓ дорожно-транспортное происшествие;
✓ участие в боевых действиях;
✓ экологическое преступление;
✓ болезнь и пр.
3. Классификация по характеру нарушения позволяет выделить следующие категории лиц с ограниченными возможностями:
глухие (неслышащие);
✓ слабослышащие;
✓ позднооглохшие;
✓ незрячие;
✓ слабовидящие;
✓ с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
✓ с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
✓ с нарушениями интеллекта (умственно отсталые);
✓ с задержкой психического развития (труднообучаемые, с образовательными затруднениями);
✓ с нарушениями речи (в том числе тяжелыми);
✓ со сложными недостатками развития. Использованные источники:
Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 18—21.