Вопрос 31. Современное дошкольное образование детей с ограниченными возможностями
1. Законодательная и нормативная база |
2. Виды дошкольных учреждений |
3. Образовательное учреждение "Начальная школа-детский сад " |
4. Дошкольные учреждения компенсирующего вида |
5. Группы кратковременного пребывания |
6. Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в помощи |
7. Учреждения санаторного типа |
8. Дошкольные отделения при специальных школах |
9. Психолого-медико-педагогические комиссии |
1. Законодательную и нормативную базу современного дошкольного образования детей с ограниченными возможностями составляют:
✓ Закон РФ "Об образовании":
✓ Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" — введение новых государственных принципов российского образования, новая типология образовательных учреждений, изменения некоторых организационно-правовых аспектов специального образования.
Дошкольные образовательные учреждения в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), утв. Постановлением Правительства РФ от 01.07.95 № 677.
Постановления Правительства РФ, инструктивные письма Министерства образования и науки РФ регулируют отдельные вопросы функционирования дошкольных учреждений системы специального образования.
2. Дети с отклонениями в развитии воспитываются в дошкольных образовательных учреждениях и в учреждениях "Начальная школа — детский сад" следующих видов:
✓ компенсирующего — обучение детей с теми или иными отклонениями в развитии;
✓ комбинированного — группы для нормально развивающихся детей и группы компенсирующего вида;
✓ общеразвивающего — в условиях интегрированного (совместно с нормально развивающимися детьми) обучения при обязательной коррекционной поддержке ребенка с отклонениями в развитии. Широкое распространение интегрированного обучения в детских садах общеразвивающего вида в современных условиях не представляется возможным из-за отсутствия необходимой для этого материально-технической базы, кадрового обеспечения и др. Специалисты считают, что модели интеграции сегодня могут быть реализованы в общеразвивающих группах детских садов комбинированного вида и в центрах развития ребенка, где легче создать соответствующие условия. Кроме того, существуют:
✓ группы кратковременного пребывания — для дошкольников с отклонениями в развитии, которые воспитываются в домашних условиях;
✓ образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
✓ оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа — для детей, нуждающихся в длительном лечении;
✓ учреждения дополнительного образования — центры дополнительного образования, детские оздоровительные центры различного профиля и др.
3. Наиболее приемлемая организационная форма для обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, которые особенно тяжело переживают трудности перехода к школьному обучению, — образовательное учреждение "Начальная школа — детский сад".
Основная его цель — осуществление образовательного процесса путем обеспечения:
✓ преемственности между дошкольным и начальным образованием;
✓ оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья;
✓ физического и психического развития детей.
4. Большинство детей с отклонениями в развитии воспитываются в детских садах компенсирующего вида и в компенсирующих группах детских садов комбинированного вида (как отмечает Ю.В. Морозова). Обучение и воспитание в этих учреждениях осуществляется в соответствии с действующими коррекционно- развивающими программами для каждой категории детей с отклонениями в развитии.
Наполняемость групп зависит от вида нарушений и возраста. По возрасту — две возрастные группы:
✓ до 3 лет;
✓ старше 3 лет.
По видам нарушений:
✓ с тяжелыми нарушениями речи — до 6 и 10 чел. (т. е. для первой группы — до 6 чел., для второй — до 10 чел.);
для часто болеющих — до 10 и 15 чел.;
✓ со сложными (комплексными) дефектами — до 5 чел. для обеих возрастных групп;
✓ с иными отклонениями в развитии — до 10 и 15 чел. (соответственно) и т. п.
5. Группы кратковременного пребывания предназначены для дошкольников с отклонениями в развитии, которые воспитываются в основном в домашних условиях.
В этих группах осуществляется:
✓ психолого-педагогическая помощь детям;
✓ консультативно-методическая поддержка родителей;
✓ социальная адаптация детей;
✓ формирование предпосылок учебной деятельности.
Занятия проводятся индивидуально или подгруппами (2—3 ребенка) в присутствии родителей в удобное для них время.
Продолжительность занятий — 5 часов в неделю.
6. Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, — центры:
✓ диагностики и консультирования;
✓ психолого-медико-социального сопровождения;
✓ психолого-педагогической реабилитации и коррекции и др. Обслуживают разные возрастные категории — от 3 до 18 лет. В этих центрах находятся дети:
✓ с высокой степенью педагогической запущенности;
✓ с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
✓ подвергшиеся насилию;
✓ вынужденные покинуть семью;
✓ из семей беженцев, вынужденных переселенцев.
Основные направления деятельности данных учреждений по отношению к дошкольникам:
✓ диагностика уровня психофизического развития и отклонений в поведении;
✓ образование детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, с состоянием соматического и психического здоровья;
✓ организация коррекционно-развиваюшего и компенсирующего обучения;
✓ психокоррекционная и психопрофилатическая работа;
✓ проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий.
7. Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа:
✓ санаторные школы-интернаты;
✓ санаторно-лесные школы;
✓ санаторные детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предназначены для детей, которые нуждаются в длительном лечении.
8. Дошкольные отделения (группы) при специальных (коррекцией- ных) школах и школах-интернатах создаются для детей с выраженными отклонениями в развитии.
Образовательные программы в этих отделениях, как отмечает Ю.В. Морозова, рассчитаны на 1—2 года, в течение которых у ребенка формируются предпосылки учебной деятельности в необходимой коррекционно-развиваюшей среде.
9. Постоянно действующие психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК) осуществляют комплектование дошкольных образовательных учреждений специального назначения, а также решают вопросы перевода и направления ребенка в то или иное учреждение (группу).
Использованные источники:
Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. С. 17-19.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. С. 41—43. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 171—176.