Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 31. Современное дошкольное образование детей с ограниченными возможностями

    Содержание материала

    Вопрос 31. Современное дошкольное образование детей с ограниченными возможностями

    1. Законодательная и нормативная база

    2. Виды дошкольных учреждений

    3. Образовательное учреждение "Начальная школа-детский сад "

    4. Дошкольные учреждения компенсирующего вида

    5. Группы кратковременного пребывания

    6. Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в помощи

    7. Учреждения санаторного типа

    8. Дошкольные отделения при специальных школах

    9. Психолого-медико-педагогические комиссии


    1.  Законодательную и нормативную базу современного дошкольного образования детей с ограниченными возможностями составляют:

    ✓ Закон РФ "Об образовании":

    Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" — введение новых государственных принципов российского образования, новая типология образовательных учреждений, изменения некоторых организационно-правовых аспектов специального образования.

    Дошкольные образовательные учреждения в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), утв. Постановлением Правительства РФ от 01.07.95 № 677.

    Постановления Правительства РФ, инструктивные письма Министерства образования и науки РФ регулируют отдельные вопросы функционирования дошкольных учреждений системы специального образования.

    2.  Дети с отклонениями в развитии воспитываются в дошкольных образовательных учреждениях и в учреждениях "Начальная школа — детский сад" следующих видов:

    ✓ компенсирующего — обучение детей с теми или иными отклонениями в развитии;

    комбинированного — группы для нормально развивающихся детей и группы компенсирующего вида;

    общеразвивающего — в условиях интегрированного (совместно с нормально развивающимися детьми) обучения при обязательной коррекционной поддержке ребенка с отклонениями в развитии. Широкое распространение интегрированного обучения в детских садах общеразвивающего вида в современных условиях не представляется возможным из-за отсутствия необходимой для этого материально-технической базы, кадрового обеспечения и др. Специалисты считают, что модели интеграции сегодня могут быть реализованы в общеразвивающих группах детских садов комбинированного вида и в центрах развития ребенка, где легче создать соответствующие условия. Кроме того, существуют:

    группы кратковременного пребывания — для дошкольников с отклонениями в развитии, которые воспитываются в домашних условиях;

    ✓ образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

    ✓ оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа — для детей, нуждающихся в длительном лечении;

    учреждения дополнительного образования — центры дополнительного образования, детские оздоровительные центры различного профиля и др.

    3.  Наиболее приемлемая организационная форма для обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, которые особенно тяжело переживают трудности перехода к школьному обучению, — образовательное учреждение "Начальная школа — детский сад".

    Основная его цель — осуществление образовательного процесса путем обеспечения:

    ✓ преемственности между дошкольным и начальным образованием;

    ✓ оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья;

    ✓ физического и психического развития детей.

    4.  Большинство детей с отклонениями в развитии воспитываются в детских садах компенсирующего вида и в компенсирующих группах детских садов комбинированного вида (как отмечает Ю.В. Морозова). Обучение и воспитание в этих учреждениях осуществляется в соответствии с действующими коррекционно- развивающими программами для каждой категории детей с отклонениями в развитии.

    Наполняемость групп зависит от вида нарушений и возраста. По возрасту — две возрастные группы:

    ✓ до 3 лет;

    ✓ старше 3 лет.

    По видам нарушений:

    ✓ с тяжелыми нарушениями речи — до 6 и 10 чел. (т. е. для первой группы — до 6 чел., для второй — до 10 чел.);

    для часто болеющих — до 10 и 15 чел.;

    ✓ со сложными (комплексными) дефектами — до 5 чел. для обеих возрастных групп;

    ✓ с иными отклонениями в развитии — до 10 и 15 чел. (соответственно) и т. п.

    5.  Группы кратковременного пребывания предназначены для дошкольников с отклонениями в развитии, которые воспитываются в основном в домашних условиях.

    В этих группах осуществляется:

    ✓ психолого-педагогическая помощь детям;

    ✓ консультативно-методическая поддержка родителей;

    ✓ социальная адаптация детей;

    ✓ формирование предпосылок учебной деятельности.

    Занятия проводятся индивидуально или подгруппами (2—3 ребенка) в присутствии родителей в удобное для них время.

    Продолжительность занятий — 5 часов в неделю.

    6.  Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, — центры:

    ✓ диагностики и консультирования;

    ✓ психолого-медико-социального сопровождения;

    ✓ психолого-педагогической реабилитации и коррекции и др. Обслуживают разные возрастные категории — от 3 до 18 лет. В этих центрах находятся дети:

    ✓ с высокой степенью педагогической запущенности;

    ✓ с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

    ✓ подвергшиеся насилию;

    ✓ вынужденные покинуть семью;

    ✓ из семей беженцев, вынужденных переселенцев.

    Основные направления деятельности данных учреждений по отношению к дошкольникам:

    ✓ диагностика уровня психофизического развития и отклонений в поведении;

    ✓ образование детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, с состоянием соматического и психического здоровья;

    ✓ организация коррекционно-развиваюшего и компенсирующего обучения;

    ✓ психокоррекционная и психопрофилатическая работа;

    ✓ проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий.

    7.  Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа:

    ✓ санаторные школы-интернаты;

    ✓ санаторно-лесные школы;

    ✓ санаторные детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Предназначены для детей, которые нуждаются в длительном лечении.

    8.  Дошкольные отделения (группы) при специальных (коррекцией- ных) школах и школах-интернатах создаются для детей с выраженными отклонениями в развитии.

    Образовательные программы в этих отделениях, как отмечает Ю.В. Морозова, рассчитаны на 1—2 года, в течение которых у ребенка формируются предпосылки учебной деятельности в необходимой коррекционно-развиваюшей среде.

    9.  Постоянно действующие психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК) осуществляют комплектование дошкольных образовательных учреждений специального назначения, а также решают вопросы перевода и направления ребенка в то или иное учреждение (группу).

    Использованные источники:

    Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. С. 17-19.

    Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. С. 41—43. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 171—176.


    Please publish modules in offcanvas position.