Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 32. Основные виды специальных школ для детей с различными нарушениями развития

    Содержание материала

    Вопрос 32. Основные виды специальных школ для детей с различными нарушениями развития

    1. Законодательная и нормативная база

    2. Основные виды специальных школ

    3. Особенности функционирования —специальных школ


    1. Организацию обучения и воспитания детей школьного возраста с особыми образовательными потребностями регулируют следующие документы:

    ✓ Закон РФ "Об образовании";

    ✓ Закон РФ "О социальной защите инвалидов";

    ✓ Семейный кодекс РФ;

    ✓ Постановление Правительства РФ "Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии";

    ✓ письмо Министерства образования РФ "О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I—VIII видов".

    2.  Основные виды специальных школ:

    школа-интернат для глухих детей — специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида;

    для слабослышащих и позднооглохших детей — II вида; для незрячих детей — III вида;

    ✓ для слабовидящих детей — IV вида;

    ✓ для детей с тяжелыми нарушениями речи — V вида;

    для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — VI вида;

    ✓ для детей с трудностями в обучении — с задержкой психического развития — VII вида;

    для детей с умственной отсталостью — VIII вида.

    В нормативно-правовых и официальных документах эти школы называются по их видовому порядковому номеру.

    Финансирование специальных (коррекционных) образовательных учреждений осуществляется соответствующим учредителем.

    В нашей стране функционируют специальные образовательные учреждения для других категорий детей, имеющих ограниченные возможности жизнедеятельности:

    ✓ с аутистическими чертами личности;

    ✓ с синдромом Дауна;

    ✓ хронически болеющих и ослабленных (санаторные, или лесные, школы).

    3. Особенности специальных школ:

    ✓ обучение в соответствии со специальным образовательным стандартом;

    ✓ выпускники (кроме школы VIII вида — для детей с умственной отсталостью) получают цензовое образование, соответствующее уровню образования в массовой общеобразовательной школе;

    ✓ направление ребенка в специальную школу только с согласия родителей и на основании заключения ПМПК;

    для детей со сложной структурой дефекта создается специальный класс (группа);

    ✓ для детей с выраженными нарушениями в умственном развитии и сопутствующими другими нарушениями открываются соответствующие классы;

    ✓ обеспечение медицинского и психологического сопровождения силами штатных специалистов, поддерживающих в школе охранительный режим и участвующих в профконсультировании;

    ✓ помощь в процессе адаптации и интеграции оказывает социальный педагог;

    ✓ трудовая пред профессиональная подготовка воспитанников. Использованные источники:

    Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 177—179.


    Please publish modules in offcanvas position.