Вопрос 32. Основные виды специальных школ для детей с различными нарушениями развития
1. Законодательная и нормативная база |
2. Основные виды специальных школ |
3. Особенности функционирования —специальных школ |
1. Организацию обучения и воспитания детей школьного возраста с особыми образовательными потребностями регулируют следующие документы:
✓ Закон РФ "Об образовании";
✓ Закон РФ "О социальной защите инвалидов";
✓ Семейный кодекс РФ;
✓ Постановление Правительства РФ "Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии";
✓ письмо Министерства образования РФ "О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I—VIII видов".
2. Основные виды специальных школ:
✓ школа-интернат для глухих детей — специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида;
для слабослышащих и позднооглохших детей — II вида; для незрячих детей — III вида;
✓ для слабовидящих детей — IV вида;
✓ для детей с тяжелыми нарушениями речи — V вида;
для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — VI вида;
✓ для детей с трудностями в обучении — с задержкой психического развития — VII вида;
для детей с умственной отсталостью — VIII вида.
В нормативно-правовых и официальных документах эти школы называются по их видовому порядковому номеру.
Финансирование специальных (коррекционных) образовательных учреждений осуществляется соответствующим учредителем.
В нашей стране функционируют специальные образовательные учреждения для других категорий детей, имеющих ограниченные возможности жизнедеятельности:
✓ с аутистическими чертами личности;
✓ с синдромом Дауна;
✓ хронически болеющих и ослабленных (санаторные, или лесные, школы).
3. Особенности специальных школ:
✓ обучение в соответствии со специальным образовательным стандартом;
✓ выпускники (кроме школы VIII вида — для детей с умственной отсталостью) получают цензовое образование, соответствующее уровню образования в массовой общеобразовательной школе;
✓ направление ребенка в специальную школу только с согласия родителей и на основании заключения ПМПК;
для детей со сложной структурой дефекта создается специальный класс (группа);
✓ для детей с выраженными нарушениями в умственном развитии и сопутствующими другими нарушениями открываются соответствующие классы;
✓ обеспечение медицинского и психологического сопровождения силами штатных специалистов, поддерживающих в школе охранительный режим и участвующих в профконсультировании;
✓ помощь в процессе адаптации и интеграции оказывает социальный педагог;
✓ трудовая пред профессиональная подготовка воспитанников. Использованные источники:
Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 177—179.