Вопрос 33. Специальные школы I и II видов
1. Школа для глухих детей |
2. Школа для слабослышащих и позднооглохших детей |
1. В специальных школах для глухих детей — школах I вида у детей формируют и развивают устную и письменную речь, общение, восприятие и осознание речи окружающих (на слухо- зрительной основе).
Начало обучения — с 7 лет.
Здесь дети получают:
✓ начальное общее образование (в течение 5—6 лет или 6—7 лет — при наличии подготовительного класса);
✓ основное общее образование (5—6 лет);
✓ полное среднее образование (2 года, в структуре вечерней школы).
Особенности организации обучения:
✓ равноправное обучение языку словесной и жестовой речи;
✓ в школах, работающих на билингвистической основе, ведение учебного процесса на языке жестовой речи;
✓ индивидуальные и групповые занятия — развитие слухового восприятия, формирование произносительной стороны устной речи;
✓ классы для детей со сложной структурой дефекта;
✓ наполняемость класса (группы) — до 6 чел.
2. В специальных школах для слабослышащих и позднооглохших детей — школах II вида — организуются два отделения:
✓ первое — для детей с легким недоразвитием речи, связанным с нарушением слуха;
✓ второе — для детей с глубоким недоразвитием речи, также связанным с нарушением слуха.
Особенности организации обучения в первом отделении:
✓ обучение с 7 лет;
✓ наполняемость класса — до 10 чел.;
✓ начальное общее образование — 4—5 лет;
✓ основное общее образование — 6 лет;
✓ среднее общее образование — 2 года;
Особенности организации обучения во втором отделении:
✓ образование:
• начальное — 5—6 лет или 6—7;
•
•
✓ подготовительный класс (для детей, не имеющих дошкольной подготовки);
✓ наполняемость класса — до 8 чел.;
✓ индивидуальные и групповые занятия (с применением слуховых аппаратов и звукозаписывающей аппаратуры) по развитию
слухового и слухозрительного восприятия; формирование и коррекция произносительной стороны речи; ✓ занятия фонетической ритмикой с музыкальным сопровождением. Использованные источники:
Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 180—181.