Вопрос 36. Специальные школы VII и VIII видов
1. Школы для детей с трудностями в обучении |
2. Школы для детей с умственной отсталостью |
3. Специальные классы для детей с глубокой умственной отсталостью |
1. Специальные школы для детей с трудностями в обучении (с задержкой психического развития) — школы VII вида:
✓ начальное общее образование — 3—5 лет;
✓ основное общее образование — 5 лет.
По мере коррекции отклонений дети могут переводиться в обычную школу.
Особенности организации обучения:
✓ дети принимаются только в подготовительный, 1-й и 2-й классы (в виде исключения — в 3-й кл.).
✓ наполняемость учебной группы — до 12 чел.;
✓ ребенок при уточнении диагноза обучается в течение года;
✓ индивидуальные и групповые коррекционные занятия;
✓ логопедические занятия.
2. Специальные школы для детей с умственной отсталостью — школы VIII вида.
Обучение не является цензовым, т. е. имеет специфическое содержание.
Основные направления образовательного процесса:
✓ социальная адаптация;
✓ профессионально-трудовая подготовка (при усвоении учениками доступного им объема содержания общеобразовательных предметов).
Особенности организации обучения:
✓ итоговый экзамен — по трудовому обучению;
✓ по состоянию здоровья некоторые выпускники освобождаются от экзамена;
✓ прием в подготовительный или 1-й класс — с 7—8 лет;
✓ в подготовительном классе — подготовка ребенка к школе, уточнение диагноза;
✓ наполняемость — до 6—8 чел. (подготовительный класс); до 12 чел. (в остальных классах);
✓ сроки обучения — 8, 9, 10 лет (9 и 10 лет — с классом профессиональной подготовки);
✓ возможна углубленная трудовая подготовка (при наличии необходимой материальной базы).
3. В ряде школ создаются специальные классы для детей с глубокой умственной отсталостью (5—6 чел.).
Комплектование классов для детей с тяжелой формой интеллектуального недоразвития проводится по трем уровням:
✓ I — с 6 до 9 лет;
✓ II — с 9 до 12 лет;
✓ III — с 13 до 18 лет. Особенности организации обучения:
✓ не принимаются дети, страдающие психопатией, эпилепсией, другими психическими заболеваниями, требующими активного лечения. Такие дети могут посещать консультативные группы вместе с родителями;
✓ режим работы класса (группы) — по договоренности с родителями;
✓ индивидуальный образовательный маршрут — в соответствии с психофизическими возможностями ребенка. Использованные источники:
Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 183—185.