Вопрос 37. Другие формы специального образования школьников с отклонениями в развитии
1. Специальные детские дома и школы-интернаты |
2. Обучение на дому |
3. Центры реабилитации |
4. Логопедическая служба |
5. Новые модели специальных образовательных учреждений |
1. Специальные детские дома и школы-интернаты предназначены для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и
имеющих особые образовательные потребности. В данных учреждениях воспитываются и обучаются в основном такие дети и подростки, у которых отмечены интеллектуальная недостаточность и трудности в обучении.
2. Организация обучения на дому возможна для лиц, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающих образовательные учреждения.
Процесс обучения организует ближайшее (по месту нахождения) образовательное учреждение на основании медицинского заключения в отношении детей, страдающих соматическими заболеваниями, либо на основании психолого-медико-педагогической комиссии или медико-социальной экспертной комиссии. Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение в домашних условиях, устанавливается Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
Обучение на дому носит индивидуальный характер.
Итоговую аттестацию и выдачу документа о соответствующем уровне образования обеспечивает образовательное учреждение.
3. Центры реабилитации создаются для обучения и воспитания детей со сложными или с тяжелыми недостатками.
Занятия в центрах реабилитации организуются по программам индивидуального и (или) группового обучения с количеством обучающихся в группе не более 10 чел., а со сложным дефектом — до 6 чел.
Задачи центров реабилитации:
✓ формирование навыков — общения, самообслуживания, элементарных трудовых;
✓ организация занятий по индивидуальным учебным программам.
4. Логопедическая служба оказывает помощь детям, которые имеют различные нарушения речи и обучаются в образовательных учреждениях общего назначения.
Организация логопедической помощи — исходя из количества детей, нуждающихся в логопедической помощи:
✓ в штат образовательного учреждения общего назначения вводится должность учителя-логопеда;
✓ в структуре органа управления образованием создается логопедический кабинет;
✓ организуется логопедический центр — учреждение с правами юридического лица.
Наиболее широко распространенная форма — логопедический пункт при общеобразовательном учреждении (как отмечает Н.М. Назарова).
Основные задачи логопедического пункта:
✓ коррекция нарушения устной и письменной речи;
✓ своевременное предупреждение неуспеваемости, обусловленной речевыми нарушениями;
✓ распространение логопедических знаний среди родителей и педагогов.
5. В современных условиях развития специального образования создаются новые модели специальных образовательных учреждений, которые удовлетворяют особые образовательные потребности детей с отклонениями в развитии.
В настоящее время в Москве, Новгороде, Санкт-Петербурге, Ярославле, Махачкале, в Сибири и на Урале успешно работает модель многофункционального специального образовательного учреждения, выполняющего следующие функции:
✓ образования;
✓ психолого-педагогического консультационного центра;
✓ центра социальных услуг для малоимущих слоев населения;
✓ центра образовательных услуг в получении начального профессионального образования.
В московской школе-интернате № 65 воспитанникам предлагается комплексная программа, включающая:
дифференцированный личностно-ориентированный образовательный процесс, который осуществляется в тесной связи с индивидуализированной медико-реабилитационной поддержкой и социально-педагогической помощью;
✓ благоприятный психологический климат и комфортную социокультурную среду образования в целом.
Псковский лечебно-педагогический центр проводит работу по включению в образовательное пространство детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Использованные источники:
Коррекционная педагогика. С. 145—149.
Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 185—188.