Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 37. Другие формы специального образования школьников с отклонениями в развитии

    Содержание материала

    Вопрос 37. Другие формы специального образования школьников с отклонениями в развитии

    1. Специальные детские дома и школы-интернаты

    2. Обучение на дому

    3. Центры реабилитации

    4. Логопедическая служба

    5. Новые модели специальных образовательных учреждений

    1. Специальные детские дома и школы-интернаты предназначены для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и


    имеющих особые образовательные потребности. В данных учреждениях воспитываются и обучаются в основном такие дети и подростки, у которых отмечены интеллектуальная недостаточность и трудности в обучении.

    2.  Организация обучения на дому возможна для лиц, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающих образовательные учреждения.

    Процесс обучения организует ближайшее (по месту нахождения) образовательное учреждение на основании медицинского заключения в отношении детей, страдающих соматическими заболеваниями, либо на основании психолого-медико-педагогической комиссии или медико-социальной экспертной комиссии. Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение в домашних условиях, устанавливается Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

    Обучение на дому носит индивидуальный характер.

    Итоговую аттестацию и выдачу документа о соответствующем уровне образования обеспечивает образовательное учреждение.

    3.  Центры реабилитации создаются для обучения и воспитания детей со сложными или с тяжелыми недостатками.

    Занятия в центрах реабилитации организуются по программам индивидуального и (или) группового обучения с количеством обучающихся в группе не более 10 чел., а со сложным дефектом — до 6 чел.

    Задачи центров реабилитации:

    ✓ формирование навыков — общения, самообслуживания, элементарных трудовых;

    ✓ организация занятий по индивидуальным учебным программам.

    4.  Логопедическая служба оказывает помощь детям, которые имеют различные нарушения речи и обучаются в образовательных учреждениях общего назначения.

    Организация логопедической помощи — исходя из количества детей, нуждающихся в логопедической помощи:

    ✓ в штат образовательного учреждения общего назначения вводится должность учителя-логопеда;

    ✓ в структуре органа управления образованием создается логопедический кабинет;

    ✓ организуется логопедический центр — учреждение с правами юридического лица.

    Наиболее широко распространенная форма — логопедический пункт при общеобразовательном учреждении (как отмечает Н.М. Назарова).

    Основные задачи логопедического пункта:

    ✓ коррекция нарушения устной и письменной речи;

    ✓ своевременное предупреждение неуспеваемости, обусловленной речевыми нарушениями;

    ✓ распространение логопедических знаний среди родителей и педагогов.

    5. В современных условиях развития специального образования создаются новые модели специальных образовательных учреждений, которые удовлетворяют особые образовательные потребности детей с отклонениями в развитии.

    В настоящее время в Москве, Новгороде, Санкт-Петербурге, Ярославле, Махачкале, в Сибири и на Урале успешно работает модель многофункционального специального образовательного учреждения, выполняющего следующие функции:

    ✓ образования;

    ✓ психолого-педагогического консультационного центра;

    ✓ центра социальных услуг для малоимущих слоев населения;

    ✓ центра образовательных услуг в получении начального профессионального образования.

    В московской школе-интернате № 65 воспитанникам предлагается комплексная программа, включающая:

    дифференцированный личностно-ориентированный образовательный процесс, который осуществляется в тесной связи с индивидуализированной медико-реабилитационной поддержкой и социально-педагогической помощью;

    ✓ благоприятный психологический климат и комфортную социокультурную среду образования в целом.

    Псковский лечебно-педагогический центр проводит работу по включению в образовательное пространство детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

    Использованные источники:

    Коррекционная педагогика. С. 145—149.

    Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 185—188.


    Please publish modules in offcanvas position.