Вопрос 40. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями
1. Социальная помощь и социальное обслуживание |
2. Социально-педагогическая деятельность в России |
3. Социально-педагогическая помощь за рубежом |
4. Стратегия государственной социальной политики в области социально-педагогической помощи |
1. Социальная помощь (по определению Л.И. Аксеновой) — это система гуманитарных услуг (правоохранных, здравоохранительных, образовательных, психотерапевтических, реабилитационных, консультационных, благотворительных) представителям экономически не обеспеченных, социально слабых, психологически уязвимых слоев и групп населения в целях улучшения их способности к социальному функционированию. Социальная помощь оказывается учреждениями социального обслуживания.
Социальное обслуживание — деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2. Социально-педагогическая деятельность (по определению В.А Никитина) состоит в обеспечении образовательно-воспитательными средствами направленной социализации личности, в передаче индивиду (и освоении им) социального опыта человечества, обретении или восстановлении социальной ориентации социального функционирования.
В социально-педагогическую деятельность входят процессы:
✓ образования, обучения и воспитания;
✓ интериоризации (преобразование строения предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания);
✓ экстериоризации (процесс перехода от внутренней психической деятельности к внешней, предметной) социокультурных программ и общественного наследия.
Организация социально-педагогической деятельности в условиях нарушения развития приобретает специфический коррекци- онно-компенсаторный характер и является мощным адаптирующим фактором.
Важным аспектом социально-педагогической деятельности является социальная реабилитация — процесс восстановления основных социальных функций личности.
Социальная интеграция (по определению Л.И. Аксеновой) — полное, равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус, достижение возможности полноценной независимой жизни и самореализации в обществе.
Социальная интеграция — показатель эффективности организации социально-педагогической деятельности в сфере социальных институтов коррекционно-компенсаторной направленности.
Основное положение современной системы социально-педагогической помощи — приоритет личности и семьи.
Структура социально-педагогической помощи в России:
✓ государственный сектор — учреждения, предприятия, службы федеральных министерств и ведомств: Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство образования и науки, Министерство культуры и массовых коммуникаций и др.;
✓ муниципальный сектор — учреждения, предприятия, службы, создаваемые общественными благотворительными, религиозными и другими негосударственными организациями. Социальный педагог оказывает помощь детям с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания, а также детям, имеющим физические, психические или интеллектуальные нарушения развития.
В.А. Никитин считает социального педагога ведущей (но не единственной) силой социально-педагогической деятельности.
Цель деятельности социального педагога — создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах.
Основные направления деятельности социального педагога:
✓ зашита провозглашенных Конвенцией ООН прав ребенка на жизнь и здоровое развитие, на образование и свободное выражение своих взглядов, на защиту от любого вида дискриминации и др.;
✓ участие в разработке и реализации социальных проектов и программ, частных инициатив, содействующих полноценному развитию ребенка.
Многообразие функций деятельности социального педагога обусловливает и многообразие ее средств.
Психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК) —
одна из новых форм учреждений, работающих на междисциплинарной основе.
Основные задачи ПМПК:
✓ выявление и комплексное обследование детей с отклонениями в развитии, а также детей группы риска;
✓ разработка индивидуальных реабилитационных программ;
✓ разработка и реализация комплекса мер психолого-медико- педагогического содействия развитию личности, социально- педагогической помощи по абилитации, реабилитации и социальной адаптации лиц с различными формами отклонений в развитии;
✓ сотрудничество с другими заинтересованными органами и учреждениями.
В системе Министерства здравоохранения и социального развития РФ существуют специальные учреждения для детей и взрослых с инвалидностью, в которых дети и подростки осваивают программы развития познавательных возможностей, навыков самообслуживания, бытовой ориентации, формирования элементов нравственного и основ эстетического воспитания:
✓ дома-интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью;
✓ детские дома для детей с тяжелыми физическими отклонениями;
✓ специальные профессионально-технические училища;
✓ дома-интернаты для престарелых и инвалидов;
✓ психоневрологические интернаты.
Л.И. Аксенова выделяет следующие инновационные направления стратегии социально-педагогической помощи:
✓ становление государственно-общественной системы социально-педагогической помощи;
✓ совершенствование процесса социального воспитания (в условиях специальных учебно-воспитательных учреждений на основе внедрения вариативности и разноуровневое™ образования, продолжения образовательного процесса за рамками специальной школы и за рамками школьного возраста);
✓ создание принципиально новых (межведомственных) форм учреждений для оказания социально-педагогической помощи;
✓ организация служб ранней диагностики и ранней помощи в целях профилактики нарушения развития и снижения степени инвалидности;
✓ появление опытных моделей интегрированного обучения;
✓ переориентация системной организации управления воспитательным процессом на основе формирования субъектных отношений всех его участников: ребенок — специалисты — семья.
3. Организация социально-педагогической помощи за рубежом:
✓ интеграция и нормализация — основные принципы построения системы социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности;
✓ наличие частных школ и социальных служб, использующих авторские программы и методы специального обучения;
✓ особые условия поддержки семьи, нуждающейся в социально- педагогической помощи.
В Швеции такая семья имеет право на помощь персонального ассистента, дополнительную материальную и медицинскую помощь. Детские поликлиники осуществляют комплексное обследование детей и контроль за их развитием, диагностику окружающей среды. Существует индивидуальная программа развития каждого ребенка. Обеспечена семейная терапия.
4. Стратегия государственной социальной политики в России:
✓ адресное оказание социальных услуг;
✓ совершенствование социальной зашиты и социального обслуживания;
✓ дальнейшая реализация Федеральных программ "Социальная зашиты инвалидов" и "Дети-инвалиды".
Программа "Социальная защита инвалидов":
✓ формирование основ комплексного решения проблем инвалидности и инвалидов;
✓ создание необходимых условий для полноценной жизни в обществе.
Программа "Дети-инвалиды":
✓ создание эффективной системы профилактики детской инвалидности;
✓ создание системы реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности;
✓ оказание консультативной и иной помощи семьям, имеющим ребенка с отклонениями в развитии;
✓ создание для детей-инвалидов равных возможностей (получение медицинской помощи, образования, доступ ко всем сферам жизнеобеспечения);
✓ интенсификация научных исследований по соответствующей проблематике.
Использованные источники:
Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 196—203.
Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. С. 35.
Психолого-педагогический словарь. С. 181, 491.
Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Гала-
гузовой. - М.: ВЛАДОС, 2000. С. 18-25.
Социальная педагогика в специальном образовании. С. 22—23.