Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 5. Статистика специальной педагогики

    Содержание материала

    Вопрос 5. Статистика специальной педагогики

    1. Статистический учет

    2. Зарубежная статистика

    3. Статистические данные по России


    1.  Статистика специальной педагогики учитывает частоту и виды нарушения развития.

    Статистический учет ведут такие международные организации, как ЮНЕСКО и ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения). Тем не менее точные, исчерпывающие данные отсутствуют в связи с различными критериями выделения лиц, имеющих ограниченные возможности.

    2.  В мире (кроме Африки):

    ✓ на 1 тыс. чел. — 3 слепых;

    ✓ 5% населения имеют проблемы со слухом;

    ✓ на 100 школьников (от 7 до 15 лет) приходится 4—5 чел. с нарушениями интеллекта;

    ✓ из 800 новорожденных — один с синдромом Дауна. Процентное соотношение между различными категориями отклонений в развитии наиболее устойчиво в пределах основных возрастных групп.

    В детской возрастной группе:

    ✓ 40% — образовательные затруднения;

    ✓ 20% — нарушения интеллекта;

    ✓ 20% — нарушения речи;

    ✓ 20% — остальные нарушения.

    Для стран с низким уровнем развития характерны грубые органические нарушения, нарушения зрения и слуха.

    В развитых странах (США, Германии, Швеции, Финляндии) одно из первых мест по частоте занимают специфические образовательные затруднения — нарушения речи, затруднения при чтении, письме, в математике.

    3. Статистические данные по России:

    По данным на конец 90-х гг. XX в., в России около 15 млн чел. имели ограниченные возможности здоровья и жизнедеятельности.

    Детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в специальном образовании, было 1,7 млн. (4,5% всей детской популяции). Из них дошкольников — 353 тыс.

    32 тыс. детей и подростков имеют тяжелые формы умственной отсталости.

    Среди детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности преобладают лица мужского пола (55%), особенно в городах.

    Наиболее уязвимая возрастная группа — 8—13 лет. Система школьного специального образования:

    ✓ 1461 школа для детей с нарушением интеллекта (207 336 учащихся) ;

    ✓ 84 школы-интерната для глухих (11 413 чел.);

    ✓ 75 школ-интернатов для слабослышащих (10 963 чел.);

    ✓ 18 школ-интернатов для незрячих (3040 учащихся);

    ✓ 61 школа-интернат для слабовидящих (8605 учеников);

    ✓ 44 школы-интерната для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (6171 чел.);

    ✓ 69 учреждений для детей с задержкой психического развития (12 562 школьника);

    ✓ 60 учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи (11 362 ребенка).

    63,6% детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья посещают обычные дошкольные образовательные учреждения.

    272 тыс. школьников занимаются в специальных (коррекцион- ных) образовательных учреждениях.

    Более 500 тыс. детей и подростков обучаются в системе специального образования.

    Использованные источники:

    Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 21—24.


    Please publish modules in offcanvas position.