Вопрос 5. Статистика специальной педагогики
1. Статистический учет |
2. Зарубежная статистика |
3. Статистические данные по России |
1. Статистика специальной педагогики учитывает частоту и виды нарушения развития.
Статистический учет ведут такие международные организации, как ЮНЕСКО и ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения). Тем не менее точные, исчерпывающие данные отсутствуют в связи с различными критериями выделения лиц, имеющих ограниченные возможности.
2. В мире (кроме Африки):
✓ на 1 тыс. чел. — 3 слепых;
✓ 5% населения имеют проблемы со слухом;
✓ на 100 школьников (от 7 до 15 лет) приходится 4—5 чел. с нарушениями интеллекта;
✓ из 800 новорожденных — один с синдромом Дауна. Процентное соотношение между различными категориями отклонений в развитии наиболее устойчиво в пределах основных возрастных групп.
В детской возрастной группе:
✓ 40% — образовательные затруднения;
✓ 20% — нарушения интеллекта;
✓ 20% — нарушения речи;
✓ 20% — остальные нарушения.
Для стран с низким уровнем развития характерны грубые органические нарушения, нарушения зрения и слуха.
В развитых странах (США, Германии, Швеции, Финляндии) одно из первых мест по частоте занимают специфические образовательные затруднения — нарушения речи, затруднения при чтении, письме, в математике.
3. Статистические данные по России:
По данным на конец 90-х гг. XX в., в России около 15 млн чел. имели ограниченные возможности здоровья и жизнедеятельности.
Детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в специальном образовании, было 1,7 млн. (4,5% всей детской популяции). Из них дошкольников — 353 тыс.
32 тыс. детей и подростков имеют тяжелые формы умственной отсталости.
Среди детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности преобладают лица мужского пола (55%), особенно в городах.
Наиболее уязвимая возрастная группа — 8—13 лет. Система школьного специального образования:
✓ 1461 школа для детей с нарушением интеллекта (207 336 учащихся) ;
✓ 84 школы-интерната для глухих (11 413 чел.);
✓ 75 школ-интернатов для слабослышащих (10 963 чел.);
✓ 18 школ-интернатов для незрячих (3040 учащихся);
✓ 61 школа-интернат для слабовидящих (8605 учеников);
✓ 44 школы-интерната для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (6171 чел.);
✓ 69 учреждений для детей с задержкой психического развития (12 562 школьника);
✓ 60 учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи (11 362 ребенка).
63,6% детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья посещают обычные дошкольные образовательные учреждения.
272 тыс. школьников занимаются в специальных (коррекцион- ных) образовательных учреждениях.
Более 500 тыс. детей и подростков обучаются в системе специального образования.
Использованные источники:
Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 21—24.