Вопрос 41. Дети с задержкой психического развития (ЗПР)
1. Понятие задержки психического развития |
2. Причины 3LP |
3. Классификации ЗПР |
4. Характерные особенности детей с ЗПР |
1. По данным исследователей, одна из наиболее многочисленных групп неуспевающих школьников — дети с задержкой психического развития.
Задержка психического развития (ЗПР) — замедление темпа созревания различных психических функций, отставание в развитии психической деятельности.
Термин предложен Г.Е. Сухаревой в середине 60-х гг. XX в. Как отмечает Е.А. Екжанова, ЗПР — сложное полиморфное нарушение, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности.
2. Причины выраженной задержки психического развития:
✓ минимальные (слабовыраженные) органические повреждения или функциональная недостаточность центральной нервной системы (ЦНС), возникшие в результате воздействия патогенетических факторов во внутриутробном, природовом или в раннем периоде жизни ребенка;
✓ длительные хронические соматические заболевания, перенесенные в раннем детстве;
длительная социально-культурная депривация (лат. deprivation — мышление, психическое состояние, которое характеризуется выраженными отключениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов);
✓ влияние стрессовых психотравмируюших факторов.
3. В научной литературе представлено несколько классификаций задержки психического развития.
Классификация Т.А. Власовой и М.С. Певзнера (1967) — два варианта задержки психического развития:
✓ психофизический и психический инфантилизм (на первый план выступает отставание в развитии эмоционально-волевой сферы и личностная незрелость);
✓ астенические и церебрастенические состояния (нарушения внимания, отвлекаемость, быстрая утомляемость, психомоторная вялость или возбудимость).
Классификация В.В. Ковалева (1979) — по пограничным формам интеллектуальной недостаточности:
✓ дизонтогенетические (недостаточность обусловлена механизмами задержанного или искаженного развития ребенка);
✓ эндефалопатические (в основе — органическое повреждение мозговых механизмов на ранних этапах онтогенеза);
✓ интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами анализаторов и органов чувств и обусловленная действиями механизма сенсорной депривации;
✓ интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего детства. Классификация КС. Лебединской (1986) — по генезу задержки психического развития:
✓ конституционального генеза (происхождения) — наследственно обусловленный психический, психофизический инфантилизм (гармонический или дисгармонический);
✓ соматогенного генеза — данный тип ЗПР обусловлен хроническими соматическими заболеваниями внутренних органов ребенка;
✓ психогенного генеза — связывается с неблагоприятными условиями воспитания, ограничивающими либо искажающими стимуляцию психического развития (на ранних этапах) ребенка;
✓ церебрально-органического генеза — самый распространенный тип ЗПР, вызывает наиболее выраженные нарушения в эмоционально-волевой и познавательной деятельности.
4. Характерные особенности детей с ЗПР:
✓ отставание в психическом развитии (во всех сферах психической деятельности к началу школьного возраста);
✓ неравномерность проявлений недостаточности развития;
✓ несоответствие интеллектуальных возможностей ребенка его возрасту;
✓ снижение работоспособности;
✓ неустойчивость внимания (повышенная отвлекаемость, недостаточная концентрация на объекте);
✓ низкий уровень развития восприятия (недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире);
✓ недостаточная продуктивность произвольной памяти, малый объем памяти, неточность и трудность воспроизведения;
✓ отставание в развитии всех форм мышления (несформирован- ность основных мыслительных операций — анализа, синтеза, сравнения, обобщения), снижение познавательной активности;
✓ отставание в речевом развитии (дефекты произношения, аг- рамматизм, ограниченность словаря);
✓ несформированность произвольной регуляции поведения;
✓ отсутствие или слабость учебной мотивации;
✓ несформированность сюжетно-ролевой игры (высшей формы игровой деятельности).
Организация коррекционно-развиваюшего обучения позволяет ребенку с ЗПР достигнуть уровня потенциального развития (зону ближайшего развития).
Использованные источники:
Коррекционная педагогика. С. 68—74.
Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 205—208.
Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. С. 57, 63-67.
Психолого-педагогический словарь. С. 113.