Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 41. Дети с задержкой психического развития (ЗПР)

    Содержание материала

    Вопрос 41. Дети с задержкой психического развития (ЗПР)

    1. Понятие задержки психического развития

    2. Причины 3LP

    3. Классификации ЗПР

    4. Характерные особенности детей с ЗПР


    1.  По данным исследователей, одна из наиболее многочисленных групп неуспевающих школьников — дети с задержкой психического развития.

    Задержка психического развития (ЗПР) — замедление темпа созревания различных психических функций, отставание в развитии психической деятельности.

    Термин предложен Г.Е. Сухаревой в середине 60-х гг. XX в. Как отмечает Е.А. Екжанова, ЗПР — сложное полиморфное нарушение, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности.

    2.  Причины выраженной задержки психического развития:

    ✓ минимальные (слабовыраженные) органические повреждения или функциональная недостаточность центральной нервной системы (ЦНС), возникшие в результате воздействия патогенетических факторов во внутриутробном, природовом или в раннем периоде жизни ребенка;

    ✓ длительные хронические соматические заболевания, перенесенные в раннем детстве;

    длительная социально-культурная депривация (лат. deprivation — мышление, психическое состояние, которое характеризуется выраженными отключениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов);

    ✓ влияние стрессовых психотравмируюших факторов.

    3.  В научной литературе представлено несколько классификаций задержки психического развития.

    Классификация Т.А. Власовой и М.С. Певзнера (1967) — два варианта задержки психического развития:

    ✓ психофизический и психический инфантилизм (на первый план выступает отставание в развитии эмоционально-волевой сферы и личностная незрелость);

    ✓ астенические и церебрастенические состояния (нарушения внимания, отвлекаемость, быстрая утомляемость, психомоторная вялость или возбудимость).

    Классификация В.В. Ковалева (1979) — по пограничным формам интеллектуальной недостаточности:

    ✓ дизонтогенетические (недостаточность обусловлена механизмами задержанного или искаженного развития ребенка);

    ✓ эндефалопатические (в основе — органическое повреждение мозговых механизмов на ранних этапах онтогенеза);

    ✓ интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами анализаторов и органов чувств и обусловленная действиями механизма сенсорной депривации;

    ✓ интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего детства. Классификация КС. Лебединской (1986) — по генезу задержки психического развития:

    ✓ конституционального генеза (происхождения) — наследственно обусловленный психический, психофизический инфантилизм (гармонический или дисгармонический);

    ✓ соматогенного генеза — данный тип ЗПР обусловлен хроническими соматическими заболеваниями внутренних органов ребенка;

    ✓ психогенного генеза — связывается с неблагоприятными условиями воспитания, ограничивающими либо искажающими стимуляцию психического развития (на ранних этапах) ребенка;

    ✓ церебрально-органического генеза — самый распространенный тип ЗПР, вызывает наиболее выраженные нарушения в эмоционально-волевой и познавательной деятельности.

    4. Характерные особенности детей с ЗПР:

    ✓ отставание в психическом развитии (во всех сферах психической деятельности к началу школьного возраста);

    ✓ неравномерность проявлений недостаточности развития;

    ✓ несоответствие интеллектуальных возможностей ребенка его возрасту;

    ✓ снижение работоспособности;

    ✓ неустойчивость внимания (повышенная отвлекаемость, недостаточная концентрация на объекте);

    ✓ низкий уровень развития восприятия (недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире);

    ✓ недостаточная продуктивность произвольной памяти, малый объем памяти, неточность и трудность воспроизведения;

    ✓ отставание в развитии всех форм мышления (несформирован- ность основных мыслительных операций — анализа, синтеза, сравнения, обобщения), снижение познавательной активности;

    ✓ отставание в речевом развитии (дефекты произношения, аг- рамматизм, ограниченность словаря);

    ✓ несформированность произвольной регуляции поведения;

    ✓ отсутствие или слабость учебной мотивации;

    ✓ несформированность сюжетно-ролевой игры (высшей формы игровой деятельности).

    Организация коррекционно-развиваюшего обучения позволяет ребенку с ЗПР достигнуть уровня потенциального развития (зону ближайшего развития).

    Использованные источники:

    Коррекционная педагогика. С. 68—74.

    Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 205—208.

    Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. С. 57, 63-67.

    Психолого-педагогический словарь. С. 113.


    Please publish modules in offcanvas position.