Вопрос 42. Организация и содержание коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР
1. Организационные формы помощи детям-дошкольникам с ЗПР |
2. Коррекционная направленность воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ЗПР |
3. Обучение школьников с задержкой психического развития |
4. Отечественная система комплексной помощи детям с ЗПР |
1. Дети с задержкой психического развития посещают в основном дошкольные образовательные учреждения компенсирующего и комбинированного вида, а также группы кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии (как отмечает Е.А. Екжанова).
Направление в специальное дошкольное учреждение или группу осуществляется на основании решения постоянно действующей психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Медицинскими показаниями для приема ребенка являются типы задержки психического развития, отраженные в классификации К.С. Лебединской: конституционального, соматогенного, психогенного и церебрально-органического генеза.
Для оказания помощи открываются следующие группы:
младшая (от 2,5 до 3,5 лет);
✓ средняя (от 3,5 до 5 лет);
✓ старшая (для детей в возрасте 5—6 лет).
По окончании специального дошкольного учреждения или группы ребенок переводится (в зависимости от диагностических показателей):
✓ в школу (или) класс для детей с ЗПР;
✓ общеобразовательную школу;
✓ специальную школу соответствующего типа.
2. В специализированном дошкольном учреждении решаются задачи:
✓ диагностические;
✓ воспитательные;
✓ коррекционно-развивающие;
✓ оздоровительные;
✓ образовательные.
Основными направлениями деятельности детей в специализированном дошкольном учреждении являются:
✓ общее и коммуникативное взаимодействие;
✓ физическое воспитание;
✓ развитие тонкой ручной моторики и зрительно-пространственной координации;
✓ сенсорное развитие;
✓ музыкальное воспитание;
✓ предметная деятельность и игра;
✓ познавательное развитие;
✓ социальное воспитание;
✓ развитие продуктивной деятельности;
✓ подготовка к школьному обучению.
Виды групповых и подгрупповых занятий, которые проводит воспитатель:
✓ уроки здоровья;
✓ лепка;
✓ аппликация;
✓ рисование;
✓ конструирование; ручной труд;
✓ физическое и трудовое воспитание;
✓ обучение игре;
✓ социальное развитие;
✓ ознакомление с окружающим миром.
Виды подгрупповых и индивидуальных занятий, проводимых де- фектологом:
✓ социальное и познавательное развитие;
✓ ознакомление с окружающим миром;
✓ обучение игре;
✓ математика;
✓ развитие речи и тонкой ручной моторики;
✓ подготовка к обучению грамоте.
Координационно-развивающая работа ведется при участии семьи ребенка.
3. Школьники с задержкой психического развития могут обучаться:
✓ в специальных образовательных учреждениях (школах VII вида), сеть которых была организована в нашей стране в начале 80-х гг.;
✓ в коррекционных юшссах при общеобразовательных школах (на основании приказа Минобразования России "О введении в действие нормативных документов, регламентирующих деятельность специальных образовательных школ для детей с ЗПР", 1981).
Особенности обучения в коррекционном классе:
✓ адаптированные программы и учебные планы (в соответствии со специальным образовательным стандартом);
✓ изучение специальных предметов (развитие речи, ознакомление с окружающим миром, ритмика и др.);
✓ индивидуально-групповая коррекционная работа (логопедические занятия, восполнение пробелов в знаниях, пропедевтика нового учебного материала);
✓ факультативные курсы (художественно-эстетические, музыкальные, трудовые, спортивные и т. п.).
Образовательный процесс в классе коррекционно-развивающего обучения осуществляется (как отмечает Е.А. Медведева) на основе:
✓ учета актуальных возможностей ребенка;
✓ охраны и укрепления его здоровья;
✓ создания благожелательной образовательной среды;
✓ взаимодействия с родителями.
По данным, которые приводит Н.М. Назарова, около половины детей с ЗПР после начальной школы способны обучаться далее в обычных классах, другие дети со стойкими формами ЗПР — только в условиях коррекционного класса.
Многие школьники с задержкой психического развития (после 9 лет обучения) продолжают свое образование (вечерние школы, профессионально-технические училища, техникумы) или устраиваются на работу.
4. В нашей стране функционирует система комплексной помощи детям с ЗПР, которая, по определению Е.А. Медведевой, включает в себя:
✓ различные модели специальных образовательных учреждений (дошкольные образовательные учреждения (группы) компенсационного вида, специальные школы и школы-интернаты для детей с ЗПР, классы коррекционно-развиваюшего обучения при школе общего назначения;
✓ ранее выявление детей ЗПР, удовлетворение их особых образовательных потребностей, обеспечение преемственности форм и методов коррекционной работы в системе дошкольного и школьного образования;
✓ совершенствование системы медицинского, педагогического и психологического диагностирования (для определения особенностей организации коррекционно-образовательного процесса, сохранения и укрепления здоровья детей);
✓ нормативное и учебно-методическое обеспечение практики образования детей с ЗПР;
✓ определение задач и содержания профессиональной ориентации, профессионально-трудовой подготовки и социально-трудовой адаптации выпускников;
✓ создание и применение критериев и методов оценки эффективности коррекционно-развиваюшего образовательного процесса;
✓ разработку моделей служб консультативной помощи семье;
✓ подготовку соответствующих педагогических кадров.
Система комплексной помощи детям с ЗПР отражает концепцию коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы, авторы — В.И. Лубовский, Н.А. Никашина,
Т.В. Егорова, С.Г. Шевченко, Г.Д. Тригер, Г.И. Капустина и др., Институт коррекционной педагогики РАО, 1993. Использованные источники:
Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 208—211, 364-365.
Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. С. 76-82.
Коррекционная педагогика. С. 75—76.