Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 42. Организация и содержание коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР

    Содержание материала

    Вопрос 42. Организация и содержание коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР

    1. Организационные формы помощи детям-дошкольникам с ЗПР

    2. Коррекционная направленность воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ЗПР

    3. Обучение школьников с задержкой психического развития

    4. Отечественная система комплексной помощи детям с ЗПР


    1. Дети с задержкой психического развития посещают в основном дошкольные образовательные учреждения компенсирующего и комбинированного вида, а также группы кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии (как отмечает Е.А. Екжанова).

    Направление в специальное дошкольное учреждение или группу осуществляется на основании решения постоянно действующей психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

    Медицинскими показаниями для приема ребенка являются типы задержки психического развития, отраженные в классификации К.С. Лебединской: конституционального, соматогенного, психогенного и церебрально-органического генеза.

    Для оказания помощи открываются следующие группы:

    младшая (от 2,5 до 3,5 лет);

    ✓ средняя (от 3,5 до 5 лет);

    ✓ старшая (для детей в возрасте 5—6 лет).

    По окончании специального дошкольного учреждения или группы ребенок переводится (в зависимости от диагностических показателей):

    ✓ в школу (или) класс для детей с ЗПР;

    ✓ общеобразовательную школу;

    ✓ специальную школу соответствующего типа.

    2. В специализированном дошкольном учреждении решаются задачи:

    ✓ диагностические;

    ✓ воспитательные;

    ✓ коррекционно-развивающие;

    ✓ оздоровительные;

    ✓ образовательные.

    Основными направлениями деятельности детей в специализированном дошкольном учреждении являются:

    ✓ общее и коммуникативное взаимодействие;

    ✓ физическое воспитание;

    ✓ развитие тонкой ручной моторики и зрительно-пространственной координации;

    ✓ сенсорное развитие;

    ✓ музыкальное воспитание;

    ✓ предметная деятельность и игра;

    ✓ познавательное развитие;

    ✓ социальное воспитание;

    ✓ развитие продуктивной деятельности;

    ✓ подготовка к школьному обучению.

    Виды групповых и подгрупповых занятий, которые проводит воспитатель:

    ✓ уроки здоровья;

    ✓ лепка;

    ✓ аппликация;

    ✓ рисование;

    ✓ конструирование; ручной труд;

    ✓ физическое и трудовое воспитание;

    ✓ обучение игре;

    ✓ социальное развитие;

    ✓ ознакомление с окружающим миром.

    Виды подгрупповых и индивидуальных занятий, проводимых де- фектологом:

    ✓ социальное и познавательное развитие;

    ✓ ознакомление с окружающим миром;

    ✓ обучение игре;

    ✓ математика;

    ✓ развитие речи и тонкой ручной моторики;

    ✓ подготовка к обучению грамоте.

    Координационно-развивающая работа ведется при участии семьи ребенка.

    3. Школьники с задержкой психического развития могут обучаться:

    в специальных образовательных учреждениях (школах VII вида), сеть которых была организована в нашей стране в начале 80-х гг.;

    ✓ в коррекционных юшссах при общеобразовательных школах (на основании приказа Минобразования России "О введении в действие нормативных документов, регламентирующих деятельность специальных образовательных школ для детей с ЗПР", 1981).

    Особенности обучения в коррекционном классе:

    ✓ адаптированные программы и учебные планы (в соответствии со специальным образовательным стандартом);

    ✓ изучение специальных предметов (развитие речи, ознакомление с окружающим миром, ритмика и др.);

    ✓ индивидуально-групповая коррекционная работа (логопедические занятия, восполнение пробелов в знаниях, пропедевтика нового учебного материала);

    ✓ факультативные курсы (художественно-эстетические, музыкальные, трудовые, спортивные и т. п.).

    Образовательный процесс в классе коррекционно-развивающего обучения осуществляется (как отмечает Е.А. Медведева) на основе:

    ✓ учета актуальных возможностей ребенка;

    ✓ охраны и укрепления его здоровья;

    ✓ создания благожелательной образовательной среды;

    ✓ взаимодействия с родителями.

    По данным, которые приводит Н.М. Назарова, около половины детей с ЗПР после начальной школы способны обучаться далее в обычных классах, другие дети со стойкими формами ЗПР — только в условиях коррекционного класса.

    Многие школьники с задержкой психического развития (после 9 лет обучения) продолжают свое образование (вечерние школы, профессионально-технические училища, техникумы) или устраиваются на работу.

    4. В нашей стране функционирует система комплексной помощи детям с ЗПР, которая, по определению Е.А. Медведевой, включает в себя:

    ✓ различные модели специальных образовательных учреждений (дошкольные образовательные учреждения (группы) компенсационного вида, специальные школы и школы-интернаты для детей с ЗПР, классы коррекционно-развиваюшего обучения при школе общего назначения;

    ✓ ранее выявление детей ЗПР, удовлетворение их особых образовательных потребностей, обеспечение преемственности форм и методов коррекционной работы в системе дошкольного и школьного образования;

    ✓ совершенствование системы медицинского, педагогического и психологического диагностирования (для определения особенностей организации коррекционно-образовательного процесса, сохранения и укрепления здоровья детей);

    ✓ нормативное и учебно-методическое обеспечение практики образования детей с ЗПР;

    ✓ определение задач и содержания профессиональной ориентации, профессионально-трудовой подготовки и социально-трудовой адаптации выпускников;

    ✓ создание и применение критериев и методов оценки эффективности коррекционно-развиваюшего образовательного процесса;

    ✓ разработку моделей служб консультативной помощи семье;

    ✓ подготовку соответствующих педагогических кадров.

    Система комплексной помощи детям с ЗПР отражает концепцию коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы, авторы — В.И. Лубовский, Н.А. Никашина,

    Т.В. Егорова, С.Г. Шевченко, Г.Д. Тригер, Г.И. Капустина и др., Институт коррекционной педагогики РАО, 1993. Использованные источники:

    Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 208—211, 364-365.

    Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. С. 76-82.

    Коррекционная педагогика. С. 75—76.


    Please publish modules in offcanvas position.