Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 43. Умственная отсталость

    Содержание материала

    Вопрос 43. Умственная отсталость

    1. Понятие умственной отсталости

    2. Олигофренопедагогика

    3. Классификации форм умственной отсталости

    4. Виды умственной отсталости


    1. Термином "умственная отсталость" в отечественной специальной педагогике обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности, возникшее на основе органического поражения центральной нервной системы, которое может быть различным по тяжести, локализации и времени наступления.

    2.  Олигофренопедагогика — одна из отраслей специальной педагогики, разрабатывающая проблемы обучения, воспитания и социальной адаптации умственно отсталых детей.

    3.  Разнообразие форм умственной отсталости вызвало необходимость создания их классификаций (Г.Е. Сухарева, М.С. Певз- нер, В.В. Ковалев и др.).

    В настоящее время наиболее широко используется классификация Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в соответствии с которой умственная отсталость включает определенные степени снижения интеллекта в зависимости от коэффициента интеллектуального развития — IQ (1994):

    ✓ легкая умственная отсталость — IQ = 40—69;

    ✓ умеренная умственная отсталость — 35—49;

    ✓ тяжелая умственная отсталость — 20—34;

    ✓ глубокая умственная отсталость — ниже 20. Нормой считается показатель IQ = 71 и выше.

    Существуют также другая умственная отсталость и неуточнен- ная умственная отсталость.

    Jl.И. Аксенова отмечает, что используются следующие категории степени нарушения поведения:

    ✓ минимальные поведенческие нарушения или отсутствие их;

    ✓ значительные поведенческие нарушения, требующие внимания или лечебных мер;

    другие поведенческие нарушения;

    ✓ не определенные поведенческие нарушения.

    4. Виды умственной отсталости: деменция и олигофрения.

    Деменция (от лат. dementia — безумие, слабоумие) — стойкое ослабление познавательной деятельности в результате органических или функциональных нарушений деятельности головного мозга.

    У дементных детей, в отличие от олигофренов, наступлению нарушения в деятельности мозга предшествует период нормального развития.

    Олигофрения (греч. oligos — малый + phren — ум) — вид недоразвития психической деятельности, в основе которого лежат остаточные явления перенесенного органического поражения центральной нервной системы (преимущественно коры полушарий головного мозга).

    Термин "олигофрения" был введен немецким психиатром Э. Крепелином в 1915 г.

    Возникновение олигофрении обусловлено главным образом вредными воздействиями на мозг ребенка во внутриутробном периоде его жизни, а также воспалительными, токсическими и травматическими заболеваниями ребенка в течение первого года жизни.

    По степени выраженности дефекта олигофрению делят на 3 группы:

    дебштьность — относительно легкая, неглубокая умственная отсталость;

    имбецшчьность — глубокая умственная отсталость;

    идиотия — наиболее тяжелая, глубокая умственная отсталость.

    Дети с дебильностью (дебилы) не в состоянии овладеть программой общеобразовательной массовой школы ввиду сниженного интеллекта и особенностей эмоционально-волевой сферы. У таких детей:

    ✓ недоразвитие аналитико-синтетической функции высшей нервной деятельности;

    ✓ нарушение функции абстрактного мышления;

    ✓ недостаточное развитие способностей к установлению и пониманию временных, пространственных и причинно-следственных отношений между объектами и явлениями;

    ✓ соматические нарушения, общая физическая ослабленность, нарушения моторики;

    ✓ затруднена последующая профессионально-трудовая деятельность.

    Дети, страдающие имбецилыюстью:

    ✓ обладают определенными возможностями к овладению речью, усвоению отдельных несложных трудовых навыков;

    ✓ имеют глубокие дефекты восприятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, моторики и эмоционально-волевой сферы;

    ✓ практически необучаемы;

    ✓ недееспособны (установление опеки);

    до достижения совершеннолетия находятся в специальных детских домах для глубоко умственно отсталых;

    ✓ некоторая часть детей, страдающих имбецильностью, может овладеть некоторыми знаниями, умениями, навыками (в объеме специально разработанных для них программ);

    ✓ могут работать в специально организованных мастерских. Краткая характеристика идиотии:

    ✓ недоступность осмысления окружающего;

    ✓ крайне медленное и ограниченное развитие речевой функции (в ряде случаев эта функция не развивается);

    ✓ тяжелые нарушения моторики, координации движения, ориентировки в пространстве;

    ✓ лежачий образ жизни (у многих);

    ✓ медленное, затрудненное формирование навыков самообслуживания, в том числе гигиенических;

    ✓ недееспособность. Дети-идиоты:

    ✓ не подлежат обучению;

    ✓ находятся (с согласия родителей) в детских домах для глубоко умственно отсталых (необходимая медицинская помощь и уход);

    ✓ по достижении 18-летнего возраста переводятся в интернаты для хроников;

    ✓ при установлении опеки возможно содержание таких детей в семье.

    Использованные источники:

    Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. С. 39—40. Психолого-педагогический словарь. С. 112, 293—294. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 211—214. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. С. 33.

    Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. С. 124.


    Please publish modules in offcanvas position.