Вопрос 43. Умственная отсталость
1. Понятие умственной отсталости |
2. Олигофренопедагогика |
3. Классификации форм умственной отсталости |
4. Виды умственной отсталости |
1. Термином "умственная отсталость" в отечественной специальной педагогике обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности, возникшее на основе органического поражения центральной нервной системы, которое может быть различным по тяжести, локализации и времени наступления.
2. Олигофренопедагогика — одна из отраслей специальной педагогики, разрабатывающая проблемы обучения, воспитания и социальной адаптации умственно отсталых детей.
3. Разнообразие форм умственной отсталости вызвало необходимость создания их классификаций (Г.Е. Сухарева, М.С. Певз- нер, В.В. Ковалев и др.).
В настоящее время наиболее широко используется классификация Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в соответствии с которой умственная отсталость включает определенные степени снижения интеллекта в зависимости от коэффициента интеллектуального развития — IQ (1994):
✓ легкая умственная отсталость — IQ = 40—69;
✓ умеренная умственная отсталость — 35—49;
✓ тяжелая умственная отсталость — 20—34;
✓ глубокая умственная отсталость — ниже 20. Нормой считается показатель IQ = 71 и выше.
Существуют также другая умственная отсталость и неуточнен- ная умственная отсталость.
Jl.И. Аксенова отмечает, что используются следующие категории степени нарушения поведения:
✓ минимальные поведенческие нарушения или отсутствие их;
✓ значительные поведенческие нарушения, требующие внимания или лечебных мер;
другие поведенческие нарушения;
✓ не определенные поведенческие нарушения.
4. Виды умственной отсталости: деменция и олигофрения.
Деменция (от лат. dementia — безумие, слабоумие) — стойкое ослабление познавательной деятельности в результате органических или функциональных нарушений деятельности головного мозга.
У дементных детей, в отличие от олигофренов, наступлению нарушения в деятельности мозга предшествует период нормального развития.
Олигофрения (греч. oligos — малый + phren — ум) — вид недоразвития психической деятельности, в основе которого лежат остаточные явления перенесенного органического поражения центральной нервной системы (преимущественно коры полушарий головного мозга).
Термин "олигофрения" был введен немецким психиатром Э. Крепелином в 1915 г.
Возникновение олигофрении обусловлено главным образом вредными воздействиями на мозг ребенка во внутриутробном периоде его жизни, а также воспалительными, токсическими и травматическими заболеваниями ребенка в течение первого года жизни.
По степени выраженности дефекта олигофрению делят на 3 группы:
✓ дебштьность — относительно легкая, неглубокая умственная отсталость;
✓ имбецшчьность — глубокая умственная отсталость;
✓ идиотия — наиболее тяжелая, глубокая умственная отсталость.
Дети с дебильностью (дебилы) не в состоянии овладеть программой общеобразовательной массовой школы ввиду сниженного интеллекта и особенностей эмоционально-волевой сферы. У таких детей:
✓ недоразвитие аналитико-синтетической функции высшей нервной деятельности;
✓ нарушение функции абстрактного мышления;
✓ недостаточное развитие способностей к установлению и пониманию временных, пространственных и причинно-следственных отношений между объектами и явлениями;
✓ соматические нарушения, общая физическая ослабленность, нарушения моторики;
✓ затруднена последующая профессионально-трудовая деятельность.
Дети, страдающие имбецилыюстью:
✓ обладают определенными возможностями к овладению речью, усвоению отдельных несложных трудовых навыков;
✓ имеют глубокие дефекты восприятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, моторики и эмоционально-волевой сферы;
✓ практически необучаемы;
✓ недееспособны (установление опеки);
до достижения совершеннолетия находятся в специальных детских домах для глубоко умственно отсталых;
✓ некоторая часть детей, страдающих имбецильностью, может овладеть некоторыми знаниями, умениями, навыками (в объеме специально разработанных для них программ);
✓ могут работать в специально организованных мастерских. Краткая характеристика идиотии:
✓ недоступность осмысления окружающего;
✓ крайне медленное и ограниченное развитие речевой функции (в ряде случаев эта функция не развивается);
✓ тяжелые нарушения моторики, координации движения, ориентировки в пространстве;
✓ лежачий образ жизни (у многих);
✓ медленное, затрудненное формирование навыков самообслуживания, в том числе гигиенических;
✓ недееспособность. Дети-идиоты:
✓ не подлежат обучению;
✓ находятся (с согласия родителей) в детских домах для глубоко умственно отсталых (необходимая медицинская помощь и уход);
✓ по достижении 18-летнего возраста переводятся в интернаты для хроников;
✓ при установлении опеки возможно содержание таких детей в семье.
Использованные источники:
Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. С. 39—40. Психолого-педагогический словарь. С. 112, 293—294. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 211—214. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. С. 33.
Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. С. 124.