Вопрос 44. Социальная политика в отношении умственно отсталых лиц
1. Зарубежный опыт воспитания и обучения лиц с умственной отсталостью |
2. Развитие отечественной олигофренопедагогики |
1. Зарубежный опыт:
✓ первые попытки воспитания и обучения умственно отсталых лиц были предприняты во Франции в начале XIX в. (Ж. Итар);
✓ создание целостной медико-педагогической системы в середине XIX в. (французский врач и педагог Э. Сеген);
✓ организация специальных классов и школ для слабоумных детей (вторая половина XIX в.);
✓ О. Декрош, Ж. Демор, Б. Меннель, А. Бине, Ж. Филипп, П. Бонкур, М. Монтессори и другие исследователи заложили основы олигофренопедагогики;
✓ специальное обучение — важнейший источник воздействия на материальную основу отношений;
✓ основатели олигофренопедагогики активно выступали за развитие и усиление вспомогательного обучения, за организационное и методическое укрепление специальной школы.
2. Развитие отечественной олигофренопедагогики:
✓ в 1854 г. доктор Ф. Пляц открыл первое в России образовательное учреждение для умственно отсталых детей (Рига);
✓ создание специальных учреждений;
✓ врачебно-воспитательное заведение И.В. Маляревского;
✓ приюты и школа Е.К. Грачевой;
✓ вспомогательные классы М.П. Постовской;
✓ школа-санаторий для дефективных детей под руководством В.П. Кашенко (1908, Москва);
✓ В.П. Кащенко — первые методические руководства по работе с отсталыми детьми; пропаганда всеобщего обучения и воспитания аномальных детей; организация научных исследований по дефектологии;
✓ В.М. Бехтерев, П.Ф. Лесгафт, Г.И. Россолимо — сближение педагогики с медицинской наукой, усиление естественнонаучной основы обучения и воспитания умственно отсталых детей;
✓ после 1917 г. обучение и воспитание аномальных детей — задача общегосударственной системы образования;
✓ Л.С. Выготский — концепция о возможности и необходимости ослабления интеллектуального дефекта развитием и совершенствованием высших психических функций; установка на поиск потенциальных возможностей познавательного и личностного развития умственно отсталого ребенка;
✓ 30—70-е гг. — интенсивное развитие отечественной олигофренопедагогики;
✓ Л.В. Занков, А.Н. Граборов, Г.М. Дульнев, А.Р. Лурия, Ж.И. Шиф, Б.И. Пинский, В.Г. Петрова, И.М. Соловьев, С.Я. Рубинштейн, В.И. Лубовский, Г.Е. Сухарева, М.С. Пеюнер и др. — исследование различных проблем обучения и воспитания, разработка путей коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых детей;
✓ открытие первых детских садов для аномальных детей, интенсивное развитие дошкольной олигофренопедагогики — 70-е гг.
✓ Современное состояние вопроса:
✓ разработка путей и методов оказания коррекционной помощи умственно отсталым детям младенческого и раннего возраста (Е.А. Стребелева, Ю.А. Лазенкова, Г.А. Мишина и др.);
✓ совершенствование содержания, методов и приемов обучения и воспитания детей дошкольного и школьного возраста (Л.Б. Баряева, Л.И. Аксенова, М.Н. Перова и др.);
✓ современные технологии обучения умственно отсталых детей (Г.В. Цикото, А.А. Еремина, А.Р. Маллер и др.);
✓ распространение идей интеграции (создание специальных групп, классов при образовательных учреждениях общего назначения);
✓ специальные детские сады для детей с нарушением интеллекта, специальные (коррекционные) школы VIII вида — самые распространенные формы организации обучения и воспитания умственно отсталых детей.
Использованные источники:
Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. С. 81. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 218—219.