Вопрос 45. Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых)
1. Характер образовательного процесса |
2. Коррекционная помощь детям раннего возоаста |
3. Обучение детей дошкольного возраста |
4. Обучение детей школьного воз часта |
5. Коррекционно-воспитательная работа с глубоко умственно отсталыми детьми |
1. Характер образовательного процесса для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых) — коррекционно-развивающий. Обучение и воспитание детей с легкими формами умственной отсталости направлены на максимальное преодоление (ослабление) недостатков познавательной сферы.
Основные особенности образовательного процесса:
✓ создание наиболее благоприятного гигиенического и охранительного режима;
✓ индивидуальный и дифференцированный подход;
✓ единство и постоянство требований школы (детского сада и семьи);
✓ приобщение детей к организованному, посильному для их здоровья и возраста труду;
✓ расширение чувственного опыта ребенка;
✓ развитие его речи и познавательных интересов;
✓ организация предметно-практической (рисование, лепка, конструирование и т. п.) и трудовой деятельности;
✓ рациональное использование словесных, наглядных, практических методов;
✓ на ранних этапах обучения — значительная по времени пропедевтическая (подготовительная) работы (для развития у детей внимания, обогащения чувственного познания, формирования фонематического слуха, исправления недостатков произвольных движений и т. д. — дети учатся выполнять правила поведения, обращаться с учебными принадлежностями, работать в коллективе);
✓ сочетание упражнений, развивающих сенсорную и двигательную сферу ребенка, с остальными звеньями учебно-воспитательного процесса.
2. Коррекционная помощь детям раннего возраста может быть оказана в следующих учреждениях:
✓ специальных яслях системы здравоохранения;
✓ центрах раннего вмешательства;
✓ центрах реабилитации и абилитации;
✓ психолого-медико-педагогических консультациях;
✓ домах ребенка (детям, оставшимся без родителей);
✓ специализированных детских домах для детей с нарушением интеллекта (пребывание с 3—4-летнего возраста).
Результативность коррекционной помощи во многом зависит:
✓ от раннего выявления умственной отсталости;
✓ своевременного начала специального обучения.
3. Детям дошкольного возраста с нарушением интеллекта (умственно отсталым) в системе Министерства образования и науки РФ оказываются:
✓ современная систематическая психолого-медико-педагогическая помощь;
✓ консультативно-методическая поддержка их родителей;
✓ социальная адаптация;
✓ формирование предпосылок к учебной деятельности. Учреждения, осуществляющие помощь:
✓ дошкольные отделения (группы) специальных (коррекционных) школ, школ-интернатов, детских домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
✓ дошкольные образовательные (коррекционные) учреждения для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых);
✓ группы кратковременного пребывания для детей с нарушением интеллекта при специализированных дошкольных учреждениях коррекционного типа, созданные в соответствии с приказом Минобразования России "Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии" от 29.06.99 № 129/23-16.
Цель дошкольного коррекционного воспитания — создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирования его позитивных личностных качеств.
Программа "Коррекционно-развивающее обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта" (Е.А. Стребелева) предназначена для решения диагностических, воспитательных, коррекционно-развивающих и образовательных задач. Разделы программы:
✓ здоровье (зашита, сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка);
✓ социальное развитие (концентры — "Я сам", "Я и другие", "Я и окружающий мир"; подготовка ребенка к адекватной ориентировке в окружающей среде, становление навыков поведения);
✓ физическое воспитание и физическое развитие (совершенствование функций организма, полноценное развитие основных движений, двигательных навыков, совершенствование тонкой ручной моторики, развитие зрительно-двигательной координации);
✓ познавательное развитие (подразделы: развитие внимания; развитие тонкой ручной моторики и совершенствование зрительно-двигательной координации; сенсорное воспитание и развитие ориентировочной деятельности; развитие различных видов памяти, формирование мыслительной деятельности; ознакомление с окружающим; формирование элементарных математических представления; развитие основных компонентов речевой деятельности; подготовка к обучению грамоте);
✓ формирование деятельности (предметная деятельность; игровая деятельность; продуктивные виды детской деятельности — рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд; элементы трудовой деятельности);
✓ эстетическое развитие (музыкальное воспитание и ритмика; изобразительное искусство; ознакомление с художественной литературой; театрализованная деятельность).
4. Обучение детей школьного возраста с нарушением интеллекта
осуществляется в специальных коррекционных учреждениях — школах VIII вида — по специальным программам на основе специального образовательного стандарта.
Основные особенности образовательного процесса:
✓ главная задача — максимальная коррекция недостатков в процессе обучения, воспитания, специальных занятий по исправлению дефектов развития, социальная адаптация в условиях современного общества;
✓ преподавание общеобразовательных предметов — русского языка, чтения, математики, географии, истории, естествознания, физкультуры, рисования, музыки, черчения;
✓ проведение специальных (коррекционных) занятий — логопедические, социально-бытовая ориентировка, ритмика, лечебно-физкультурный комплекс, развитие психомоторики и сенсорных процессов;
✓ особое значение придается трудовому обучению, профессиональной подготовке (с учетом производственного окружения школы, возможностей проведения производственной практики и трудоустройства выпускников).
Цель воспитательной работы — социализация воспитанников. Задачи воспитательной работы:
✓ формирование положительных личностных качеств, правильной оценки окружающих и самооценки, нравственного отношения к другим;
✓ повышение регулирующей роли интеллекта в поведении воспитанников.
Многие выпускники специальных (коррекционных) школ VIII вида обустраивают свой быт, востребованы на рынке труда.
Некоторые из выпускников не могут адаптироваться к современным условиям жизни. В связи с этим, как показывает зарубежный опыт, необходимо длительное социально-педагогическое сопровождение юношей и девушек с нарушением интеллекта.
5. Коррекционно-воспитательная работа с глубоко умственно отсталыми детьми осуществляется, как правило, в детских домах- интернатах, находящихся в ведении органов социальной защиты, а в отдельных случаях — в специальных классах при специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Учебные занятия с этой категорией детей предусматривают:
✓ пропедевтику;
✓ обучение родному языку и элементарному счету;
✓ воспитание навыков общения.
Основные особенности образовательного процесса:
✓ существенное место занимают предметно-практическая деятельность, хозяйственно-бытовой труд и самообслуживание;
✓ начиная с 4-го года обучения проводится трудовая подготовка;
✓ большое внимание уделяется физическому и эстетическому воспитанию.
Использованные источники:
Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 219—221.
Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. С. 44-55.
Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. С. 81—82.