Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 45. Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых)

    Содержание материала

    Вопрос 45. Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых)

    1. Характер образовательного процесса

    2. Коррекционная помощь детям раннего возоаста

    3. Обучение детей дошкольного возраста

    4. Обучение детей школьного воз часта

    5. Коррекционно-воспитательная работа с глубоко умственно отсталыми детьми


    1. Характер образовательного процесса для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых) — коррекционно-развивающий. Обучение и воспитание детей с легкими формами умственной отсталости направлены на максимальное преодоление (ослабление) недостатков познавательной сферы.

    Основные особенности образовательного процесса:

    ✓ создание наиболее благоприятного гигиенического и охранительного режима;

    ✓ индивидуальный и дифференцированный подход;

    ✓ единство и постоянство требований школы (детского сада и семьи);

    ✓ приобщение детей к организованному, посильному для их здоровья и возраста труду;

    ✓ расширение чувственного опыта ребенка;

    ✓                        развитие его речи и познавательных интересов;

    ✓ организация предметно-практической (рисование, лепка, конструирование и т. п.) и трудовой деятельности;

    ✓ рациональное использование словесных, наглядных, практических методов;

    ✓ на ранних этапах обучения — значительная по времени пропедевтическая (подготовительная) работы (для развития у детей внимания, обогащения чувственного познания, формирования фонематического слуха, исправления недостатков произвольных движений и т. д. — дети учатся выполнять правила поведения, обращаться с учебными принадлежностями, работать в коллективе);

    ✓ сочетание упражнений, развивающих сенсорную и двигательную сферу ребенка, с остальными звеньями учебно-воспитательного процесса.

    2.  Коррекционная помощь детям раннего возраста может быть оказана в следующих учреждениях:

    ✓ специальных яслях системы здравоохранения;

    ✓ центрах раннего вмешательства;

    ✓ центрах реабилитации и абилитации;

    ✓ психолого-медико-педагогических консультациях;

    ✓ домах ребенка (детям, оставшимся без родителей);

    ✓ специализированных детских домах для детей с нарушением интеллекта (пребывание с 3—4-летнего возраста).

    Результативность коррекционной помощи во многом зависит:

    ✓ от раннего выявления умственной отсталости;

    ✓ своевременного начала специального обучения.

    3.  Детям дошкольного возраста с нарушением интеллекта (умственно отсталым) в системе Министерства образования и науки РФ оказываются:

    ✓ современная систематическая психолого-медико-педагогическая помощь;

    ✓ консультативно-методическая поддержка их родителей;

    ✓ социальная адаптация;

    ✓ формирование предпосылок к учебной деятельности. Учреждения, осуществляющие помощь:

    ✓ дошкольные отделения (группы) специальных (коррекционных) школ, школ-интернатов, детских домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

    ✓ дошкольные образовательные (коррекционные) учреждения для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых);

    ✓ группы кратковременного пребывания для детей с нарушением интеллекта при специализированных дошкольных учреждениях коррекционного типа, созданные в соответствии с приказом Минобразования России "Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии" от 29.06.99 № 129/23-16.

    Цель дошкольного коррекционного воспитания — создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирования его позитивных личностных качеств.

    Программа "Коррекционно-развивающее обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта" (Е.А. Стребелева) предназначена для решения диагностических, воспитательных, коррекционно-развивающих и образовательных задач. Разделы программы:

    ✓ здоровье (зашита, сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка);

    ✓ социальное развитие (концентры — сам", и другие", и окружающий мир"; подготовка ребенка к адекватной ориентировке в окружающей среде, становление навыков поведения);

    ✓ физическое воспитание и физическое развитие (совершенствование функций организма, полноценное развитие основных движений, двигательных навыков, совершенствование тонкой ручной моторики, развитие зрительно-двигательной координации);

    ✓ познавательное развитие (подразделы: развитие внимания; развитие тонкой ручной моторики и совершенствование зрительно-двигательной координации; сенсорное воспитание и развитие ориентировочной деятельности; развитие различных видов памяти, формирование мыслительной деятельности; ознакомление с окружающим; формирование элементарных математических представления; развитие основных компонентов речевой деятельности; подготовка к обучению грамоте);

    ✓ формирование деятельности (предметная деятельность; игровая деятельность; продуктивные виды детской деятельности — рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд; элементы трудовой деятельности);

    ✓ эстетическое развитие (музыкальное воспитание и ритмика; изобразительное искусство; ознакомление с художественной литературой; театрализованная деятельность).

    4. Обучение детей школьного возраста с нарушением интеллекта

    осуществляется в специальных коррекционных учреждениях — школах VIII вида — по специальным программам на основе специального образовательного стандарта.

    Основные особенности образовательного процесса:

    ✓ главная задача — максимальная коррекция недостатков в процессе обучения, воспитания, специальных занятий по исправлению дефектов развития, социальная адаптация в условиях современного общества;

    ✓ преподавание общеобразовательных предметов — русского языка, чтения, математики, географии, истории, естествознания, физкультуры, рисования, музыки, черчения;

    ✓ проведение специальных (коррекционных) занятий — логопедические, социально-бытовая ориентировка, ритмика, лечебно-физкультурный комплекс, развитие психомоторики и сенсорных процессов;

    ✓ особое значение придается трудовому обучению, профессиональной подготовке (с учетом производственного окружения школы, возможностей проведения производственной практики и трудоустройства выпускников).

    Цель воспитательной работы — социализация воспитанников. Задачи воспитательной работы:

    ✓ формирование положительных личностных качеств, правильной оценки окружающих и самооценки, нравственного отношения к другим;

    ✓ повышение регулирующей роли интеллекта в поведении воспитанников.

    Многие выпускники специальных (коррекционных) школ VIII вида обустраивают свой быт, востребованы на рынке труда.

    Некоторые из выпускников не могут адаптироваться к современным условиям жизни. В связи с этим, как показывает зарубежный опыт, необходимо длительное социально-педагогическое сопровождение юношей и девушек с нарушением интеллекта.

    5. Коррекционно-воспитательная работа с глубоко умственно отсталыми детьми осуществляется, как правило, в детских домах- интернатах, находящихся в ведении органов социальной защиты, а в отдельных случаях — в специальных классах при специальной (коррекционной) школе VIII вида.

    Учебные занятия с этой категорией детей предусматривают:

    ✓ пропедевтику;

    ✓ обучение родному языку и элементарному счету;

    ✓ воспитание навыков общения.

    Основные особенности образовательного процесса:

    ✓ существенное место занимают предметно-практическая деятельность, хозяйственно-бытовой труд и самообслуживание;

    ✓ начиная с 4-го года обучения проводится трудовая подготовка;

    ✓ большое внимание уделяется физическому и эстетическому воспитанию.

    Использованные источники:

    Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 219—221.

    Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. С. 44-55.

    Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. С. 81—82.


    Please publish modules in offcanvas position.