Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 47. Логопедия как наука

    Содержание материала

    Вопрос 47. Логопедия как наука

    1. Понятие и предмет логопедии

    2. 3ai ачи логопедии

    3. Краткая история становления логопедии


    1. Логопедия (греч. logos — слово + paideia — воспитание, обучение) — педагогическая наука о нарушениях развития речи, их преодолении и предупреждении средствами специального обучения и воспитания.

    Определение дано проф. Р.Е. Левиной, которая разрабатывала педагогические основы логопедической науки с 1965 по 1980 г. Предмет логопедии (по Г.В. Чиркиной) — развитие и формирование речи при различных отклонениях от нормального онтогенеза (индивидуальное развитие) в условиях целенаправленного педагогического процесса.

    2.  Основные задачи логопедии:

    ✓ исследование закономерностей специального обучения и воспитания детей с нарушением речевого развития;

    ✓ разработка методов ранней педагогической диагностики речевых расстройств;

    ✓ определение принципов, содержания и методов коррекционного обучения языку и речи.

    3.  Впервые вопросы коррекции недостатков речи при нормальном слухе рассматривались в XVII в. в работах по сурдопедагогике.

    Как самостоятельная отрасль дефектологии логопедия начала формироваться со второй половины XIX в.

    До конца 30-х гг. XX в. в логопедии, как отмечает Р.Е. Левина, преобладали упрощенные представления о речи как совокупности специализированных мускульных движений и о соответствующих методах коррекции. С ростом научных представлений о сложной природе речевой деятельности и появлением психологических исследований в данной области коренным образом изменилось направление логопедии — на первое место стало выдвигаться педагогическое содержание логопедии.

    В России развитие логопедии как науки связано с исследованиями, проведенными Ф.А. Pay, Р.Е. Левиной, О.П. Правди- ной, М.Е. Хватцевой и др.

    Изучением детской речи, клинических форм речевых расстройств занимались А. Куссмауль, И.А. Сикорский и др. Использованные источники:

    Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. С. J 59-J 60.

    Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. С. 526. Психолого-педагогический словарь. С. 236.


    Please publish modules in offcanvas position.