Вопрос 48. Анатомо-физиологические механизмы речи и ее развитие у ребенка
1. Анатомо-физиологические механизмы речи |
2. Развитие речи у ребенка |
1. Анатомо-физиологические механизмы речи:
✓ особое значение для нормальной речевой деятельности имеют слуховая, зрительная и моторная системы,
✓ необходимое условие — целостность и сохранность всех структур мозга;
✓ качественные характеристики речи зависят от взаимодействия многих зон коры правого и левого полушарий;
✓ важную роль играют речеслуховая и речедвигательная зоны, расположенные в доминантном полушарии мозга;
✓ координированная работа мышц трех отделов периферического речевого аппарата обеспечивает функционирование устной речи;
✓ речевой выдох вызывает колебания голосовых связок, в результате чего возникает голос;
✓ произнесение речевых звуков (артикуляция) происходит благодаря работе артикуляционного отдела. Периферический речевой аппарат регулируется центральной нервной системой.
2. Формирование речи происходит в процессе общего психофизического развития ребенка.
Условия формирования нормальной речи:
✓ сохранная центральная нервная система;
✓ наличие нормального слуха и зрения;
✓ активное речевое общение (прежде всего на уровне: "взрослый — ребенок", "ребенок — взрослый").
У здорового ребенка в период от 1 года до 5 лет (по определению JI.M. Беляковой и Е.А. Дьяковой) постепенно:
✓ формируется фонематическое восприятие, лексико-граммати- ческая сторона речи;
✓ развивается нормативное звукопроизношение. Этапы развития речи:
✓ самая ранняя стадия — вокализация, гуление, лепет;
✓ постепенное приближение лепета к звукам родного языка;
✓ вторая половина года жизни — появление условных рефлексов на словесные раздражители;
✓ к одному году — понимание значения многих слов, начало произношения первых слов;
✓ после полутора лет — появление простой фразы, ее постепенное усложнение;
✓ фонологическое, морфологическое, синтаксическое оформление речи;
✓ к 3 годам — сформированность основных лексико-грамма- тических конструкций обиходной речи;
✓ переход к овладению развернутой фразовой речью;
✓ к 5 годам — развитие механизмов координации между дыханием, фонацией и артикуляцией;
✓ к 5—6 годам — начало формирования способности к звуковому анализу и синтезу;
✓ следующий этап (в условиях обучения) — овладение письменной формой речи.
Л.И. Каплан отмечает, что ранний детский возраст является сензитивным (особо чувствительным) периодом в овладении речыо,
что существенно перестраивает всю психическую деятельность. При недостаточном внимании к развитию речи может возникнуть так называемый госпитализм:
✓ плохое понимание речи;
✓ неумение говорить;
✓ общая психическая отсталость, компенсация которой в дальнейшем требует значительных усилий специалистов. Использованные источники:
Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. С. 228-229.
Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. С. 248.