Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 48. Анатомо-физиологические механизмы речи и ее развитие у ребенка

    Содержание материала

    Вопрос 48. Анатомо-физиологические механизмы речи и ее развитие у ребенка

    1. Анатомо-физиологические механизмы речи

    2. Развитие речи у ребенка


    1. Анатомо-физиологические механизмы речи:

    особое значение для нормальной речевой деятельности имеют слуховая, зрительная и моторная системы,

    ✓ необходимое условие — целостность и сохранность всех структур мозга;

    ✓ качественные характеристики речи зависят от взаимодействия многих зон коры правого и левого полушарий;

    важную роль играют речеслуховая и речедвигательная зоны, расположенные в доминантном полушарии мозга;

    координированная работа мышц трех отделов периферического речевого аппарата обеспечивает функционирование устной речи;

    речевой выдох вызывает колебания голосовых связок, в результате чего возникает голос;

    произнесение речевых звуков (артикуляция) происходит благодаря работе артикуляционного отдела. Периферический речевой аппарат регулируется центральной нервной системой.

    2.  Формирование речи происходит в процессе общего психофизического развития ребенка.

    Условия формирования нормальной речи:

    сохранная центральная нервная система;

    наличие нормального слуха и зрения;

    активное речевое общение (прежде всего на уровне: "взрослый — ребенок", "ребенок — взрослый").

    У здорового ребенка в период от 1 года до 5 лет (по определению JI.M. Беляковой и Е.А. Дьяковой) постепенно:

    формируется фонематическое восприятие, лексико-граммати- ческая сторона речи;

    развивается нормативное звукопроизношение. Этапы развития речи:

    ✓ самая ранняя стадия — вокализация, гуление, лепет;

    постепенное приближение лепета к звукам родного языка;

    ✓ вторая половина года жизни — появление условных рефлексов на словесные раздражители;

    к одному году — понимание значения многих слов, начало произношения первых слов;

    после полутора лет — появление простой фразы, ее постепенное усложнение;

    ✓ фонологическое, морфологическое, синтаксическое оформление речи;

    к 3 годам — сформированность основных лексико-грамма- тических конструкций обиходной речи;

    ✓ переход к овладению развернутой фразовой речью;

    к 5 годам — развитие механизмов координации между дыханием, фонацией и артикуляцией;

    к 5—6 годам — начало формирования способности к звуковому анализу и синтезу;

    следующий этап (в условиях обучения) — овладение письменной формой речи.

    Л.И. Каплан отмечает, что ранний детский возраст является сензитивным (особо чувствительным) периодом в овладении речыо,

    что существенно перестраивает всю психическую деятельность. При недостаточном внимании к развитию речи может возникнуть так называемый госпитализм:

    ✓ плохое понимание речи;

    ✓ неумение говорить;

    ✓ общая психическая отсталость, компенсация которой в дальнейшем требует значительных усилий специалистов. Использованные источники:

    Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. С. 228-229.

    Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. С. 248.


    Please publish modules in offcanvas position.