Вопрос 50. Классификации нарушений речи
1. Клиника-педагогическая классификация |
2. Психолого-пес агогическая классификация |
1. Клинико-педагогическая классификация Г.В. Чиркиной объединяет психолого-лингвистические и клинические критерии. Нарушения устной речи:
✓ расстройство фонационного оформления речи:
• афония, дисфония — отсутствие или нарушение голоса;
чи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата;
• дислалия — нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации (обеспеченности) речевого аппарата;
•
обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата;
•
словленное недостаточной иннервацией речевого аппарата;
✓ нарушения структурно-семантического оформления высказывания:
•
ганического поражения речевых зон коры головного мозга;
локальными поражениями головного мозга. Нарушения письменной речи:
дислексия (алексия) — частичное (полное) нарушение процессов чтения;
✓ дисграфия (аграфия) — частичное (полное) специфическое нарушение процессов письма.
2. Психолого-педагогическая классификация, разработанная Р.Е. Левиной и сотрудниками Института коррекционной педагогики РАО:
✓ нарушение языковых средств общения (компонентов речи): •
ние процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными расстройствами вследствие дефектов восприятия и произнесения фонем;
•
ства (нарушение формирования всех компонентов речевой системы);
✓ нарушения в применении языковых средств общения в речевой деятельности (коммуникативный аспект):
•
Нарушения письма и чтения в данной классификации трактуются как отсроченные проявления ФФН и (или) ОНР, обусловленные у детей несформированностью фонетических и морфологических обобщений в устной речи. Использованные источники:
Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. С. J 66-J 68.