Вопрос 51. Особенности нарушений устной речи (по Л.И. Беляковой и Е.А. Дьяковой)
1. Дислалия |
2. Нарушения голоса |
3. Риноналия |
4. Дизартрия |
5. Заикание |
6. Алалия |
7. Афазия |
1. Дислалия — нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации (обеспеченности) речевого аппарата.
Причина — аномалия строения артикуляционного аппарата или особенности речевого воспитания.
Различают механическую и функциональную дислалию.
Механическая дислалия вызвана нарушением строения артикуляционного аппарата:
✓ неправильный прикус;
✓ неправильное строение зубов;
✓ неправильное строение твердого неба;
✓ аномально большой или маленький язык;
✓ короткая уздечка языка. Функциональная дислалия чаше всего связана:
✓ с неправильным речевым воспитанием ребенка в семье;
✓ неправильным звукопроизношением взрослых;
✓ педагогической запущенностью;
✓ незрелостью фонематического восприятия;
✓ нередко с одновременным изучением нескольких иностранных языков.
Нарушения произношения проявляются в отсутствии, искажениях или заменах звуков:
✓ сигматизм — недостаток произношения свистящих и шипящих звуков;
✓ ротацизм — недостаток произношения звуков р — р';
✓ ламбдацизм — недостаток произношения звуков л — л';
✓ дефекты произношения небных звуков (к — к', г — г', х — х\ й);
✓ дефекты озвончения; дефекты смягчения.
2. Нарушения голоса:
✓ частичное отсутствие голоса — дисфония;
✓ полное отсутствие — афония.
По причинам возникновения нарушения голоса подразделяются:
✓ на органические — в результате хронических воспалительных процессов голосового аппарата или его анатомических изменений (хронические ларингиты, паралич мышц гортани, опухоли и состояния после хирургических вмешательств на гортани и мягком небе);
✓ функциональные — голосовое переутомление, различные инфекционные заболевания, психотравмируюшие ситуации.
Нарушения голоса могут быть и у взрослых, и у детей.
Возрастные изменения голоса у подростков связаны с эндокринной перестройкой в период полового созревания.
3. Риноналия — нарушение тембра голоса и звукопроизнесения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Отмечается невнятность речи: в тяжелых случаях речь становится непонятной для окружающих.
Анатомический дефект проявляется в виде открытой либо прикрытой расщелины между носовой и ротовой полостью — на верхней губе, десне, твердом и мягком небе. Нередко эти расщелины сочетаются с различными зубочелюстными аномалиями.
4. Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата. Возникает как у детей, так и у взрослых.
Причина — органическое поражение нервной системы.
Наблюдаются расстройства:
✓ звукопроизношения;
✓ голосообразования;
✓ темпоритма речи;
✓ интонации.
Степень выраженности: от анартрии (полной невозможности произнесения речевых звуков) до стертой дизартрии (еле заметной нечеткости произношения).
В детском возрасте:
✓ смешанные формы дизартрии, выраженные в легкой и средней степени;
✓ развитие речи происходит с задержкой;
✓ чаше страдает произношение сложных по артикуляции звуков (с — с', з — з\ ц, ш, ш, ч, р — р\ л — л');
✓ произношение звуков нечеткое, смазанное;
✓ речь малоинтонированная, невыразительная;
✓ темп речи может быть как ускоренным, так и замедленным;
✓ фонематическое восприятие недостаточно сформировано;
✓ бедность словаря;
✓ овладение письмом и чтением затруднено;
✓ почерк неровный, буквы несоразмерные.
5. Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Как правило, начинается у детей в возрасте от 2 до 6 лет. Является результатом:
✓ изменений речевой нагрузки;
✓ психической травмы;
✓ поражения определенных структур центральной нервной системы.
Судороги мышц возникают только в момент речи или при попытке начать речь.
Характеризуется:
✓ повторениями звуков, слогов или слов; удлинением звуков;
✓ обрывом слов;
✓ вставками.
Сопровождается сопутствующими движениями.
В возрасте 10—12 лет начинает формироваться логофобия — стойкий страх речевого общения с навязчивым ожиданием речевых неудач. Проявляется в определенных ситуациях; возникает реакция избегания таких ситуаций и ограничения общения.
6. Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга.
Один из наиболее тяжелых и сложных дефектов.
Характерные особенности:
✓ позднее появление речи;
✓ ее замедленное развитие;
✓ значительное ограничение словаря.
Различают две формы:
✓ экспрессивную;
✓ импрессивную. Экспрессивная форма:
✓ не формируется звуковой образ слова;
✓ упрощение слоговой структуры слов, пропуски, перестановки и замены звуков, слогов, слов во фразе;
✓ степень выраженности — от полного отсутствия устной речи до реализации связных высказываний с разнообразными ошибками;
✓ дети понимают обиходную речь, адекватно реагируют на обращение — только в рамках конкретной ситуации.
Импрессивная (сенсорная) форма:
✓ нарушение восприятия (при полноценном слухе);
✓ расстройство фонематического восприятия — основной симптом (от полного неразличения речевых звуков до затрудненного восприятия устной речи на слух);
✓ дети либо совсем не понимают речь, либо понимают ограниченно;
✓ повышенная чувствительность к звуковым раздражителям;
✓ речь не формируется без специального коррекционного воздействия.
7. Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Выделяют несколько форм, в основе которых — нарушение понимания речи или ее производства.
При тяжелых формах нарушается способность как понимать речь, так и говорить. Возникает чаше у пожилых в результате мозговых заболеваний (инсульт, опухоли) либо травм мозга.
У детей афазия диагностируется, когда органическое повреждение мозга происходит после овладения речью.
Приводит к нарушению дальнейшего развития речи, к распаду сформированной речи.
Компенсаторные возможности (и у детей, и у взрослых) резко ограничены.
Афазия вызывает нарушения поведения:
✓ агрессию;
✓ конфликтность;
✓ раздражительность.
Помощь осуществляется в медицинских учреждениях. Использованные источники:
Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 230—236.
Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. С. 300-305.
Словарь иностранных слов — М., 1989.