Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 51. Особенности нарушений устной речи (по Л.И. Беляковой и Е.А. Дьяковой)

    Содержание материала

    Вопрос 51. Особенности нарушений устной речи (по Л.И. Беляковой и Е.А. Дьяковой)

    1. Дислалия

    2. Нарушения голоса

    3. Риноналия

    4. Дизартрия

    5. Заикание

    6. Алалия

    7. Афазия


    1. Дислалия — нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации (обеспеченности) речевого аппарата.

    Причина — аномалия строения артикуляционного аппарата или особенности речевого воспитания.

    Различают механическую и функциональную дислалию.

    Механическая дислалия вызвана нарушением строения артикуляционного аппарата:

    ✓ неправильный прикус;

    ✓ неправильное строение зубов;

    ✓ неправильное строение твердого неба;

    ✓ аномально большой или маленький язык;

    ✓ короткая уздечка языка. Функциональная дислалия чаше всего связана:

    ✓ с неправильным речевым воспитанием ребенка в семье;

    ✓ неправильным звукопроизношением взрослых;

    ✓ педагогической запущенностью;

    ✓ незрелостью фонематического восприятия;

    ✓ нередко с одновременным изучением нескольких иностранных языков.

    Нарушения произношения проявляются в отсутствии, искажениях или заменах звуков:

    ✓ сигматизм — недостаток произношения свистящих и шипящих звуков;

    ✓ ротацизм — недостаток произношения звуков р — р';

    ✓ ламбдацизм — недостаток произношения звуков л — л';

    ✓ дефекты произношения небных звуков (к — к', г — г', х — х\ й);

    ✓ дефекты озвончения; дефекты смягчения.

    2.  Нарушения голоса:

    ✓ частичное отсутствие голоса — дисфония;

    ✓ полное отсутствие — афония.

    По причинам возникновения нарушения голоса подразделяются:

    ✓ на органические — в результате хронических воспалительных процессов голосового аппарата или его анатомических изменений (хронические ларингиты, паралич мышц гортани, опухоли и состояния после хирургических вмешательств на гортани и мягком небе);

    функциональные — голосовое переутомление, различные инфекционные заболевания, психотравмируюшие ситуации.

    Нарушения голоса могут быть и у взрослых, и у детей.

    Возрастные изменения голоса у подростков связаны с эндокринной перестройкой в период полового созревания.

    3. Риноналия — нарушение тембра голоса и звукопроизнесения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

    Отмечается невнятность речи: в тяжелых случаях речь становится непонятной для окружающих.

    Анатомический дефект проявляется в виде открытой либо прикрытой расщелины между носовой и ротовой полостью — на верхней губе, десне, твердом и мягком небе. Нередко эти расщелины сочетаются с различными зубочелюстными аномалиями.

    4. Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата. Возникает как у детей, так и у взрослых.

    Причина — органическое поражение нервной системы.

    Наблюдаются расстройства:

    ✓ звукопроизношения;

    ✓ голосообразования;

    ✓ темпоритма речи;

    ✓ интонации.

    Степень выраженности: от анартрии (полной невозможности произнесения речевых звуков) до стертой дизартрии (еле заметной нечеткости произношения).

    В детском возрасте:

    ✓ смешанные формы дизартрии, выраженные в легкой и средней степени;

    ✓ развитие речи происходит с задержкой;

    ✓ чаше страдает произношение сложных по артикуляции звуков (с — с', з — з\ ц, ш, ш, ч, р — р\ л — л');

    ✓ произношение звуков нечеткое, смазанное;

    ✓ речь малоинтонированная, невыразительная;

    ✓ темп речи может быть как ускоренным, так и замедленным;

    ✓ фонематическое восприятие недостаточно сформировано;

    ✓ бедность словаря;

    ✓ овладение письмом и чтением затруднено;

    ✓ почерк неровный, буквы несоразмерные.

    5. Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Как правило, начинается у детей в возрасте от 2 до 6 лет. Является результатом:

    ✓ изменений речевой нагрузки;

    ✓ психической травмы;

    ✓ поражения определенных структур центральной нервной системы.

    Судороги мышц возникают только в момент речи или при попытке начать речь.

    Характеризуется:

    ✓ повторениями звуков, слогов или слов; удлинением звуков;

    ✓ обрывом слов;

    ✓ вставками.

    Сопровождается сопутствующими движениями.

    В возрасте 10—12 лет начинает формироваться логофобия — стойкий страх речевого общения с навязчивым ожиданием речевых неудач. Проявляется в определенных ситуациях; возникает реакция избегания таких ситуаций и ограничения общения.

    6. Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга.

    Один из наиболее тяжелых и сложных дефектов.

    Характерные особенности:

    ✓ позднее появление речи;

    ✓ ее замедленное развитие;

    ✓ значительное ограничение словаря.

    Различают две формы:

    ✓ экспрессивную;

    импрессивную. Экспрессивная форма:

    ✓ не формируется звуковой образ слова;

    ✓ упрощение слоговой структуры слов, пропуски, перестановки и замены звуков, слогов, слов во фразе;

    степень выраженности — от полного отсутствия устной речи до реализации связных высказываний с разнообразными ошибками;

    ✓ дети понимают обиходную речь, адекватно реагируют на обращение — только в рамках конкретной ситуации.

    Импрессивная (сенсорная) форма:

    ✓ нарушение восприятия (при полноценном слухе);

    ✓ расстройство фонематического восприятия — основной симптом (от полного неразличения речевых звуков до затрудненного восприятия устной речи на слух);

    ✓ дети либо совсем не понимают речь, либо понимают ограниченно;

    ✓ повышенная чувствительность к звуковым раздражителям;

    ✓ речь не формируется без специального коррекционного воздействия.

    7. Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Выделяют несколько форм, в основе которых — нарушение понимания речи или ее производства.

    При тяжелых формах нарушается способность как понимать речь, так и говорить. Возникает чаше у пожилых в результате мозговых заболеваний (инсульт, опухоли) либо травм мозга.

    У детей афазия диагностируется, когда органическое повреждение мозга происходит после овладения речью.

    Приводит к нарушению дальнейшего развития речи, к распаду сформированной речи.

    Компенсаторные возможности (и у детей, и у взрослых) резко ограничены.

    Афазия вызывает нарушения поведения:

    ✓ агрессию;

    ✓ конфликтность;

    ✓ раздражительность.

    Помощь осуществляется в медицинских учреждениях. Использованные источники:

    Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 230—236.

    Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. С. 300-305.

    Словарь иностранных слов — М., 1989.


    Please publish modules in offcanvas position.