Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 52. Нарушение развития речи

    Содержание материала

    Вопрос 52. Нарушение развития речи

    1. Общее недоразвитие речи (ОНР)

    2. Фонетико-фонематипеское недоразвитие (ФФН)


    1. Общее недоразвитие речи (ОНР) характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне (звукопроизношение, словарь, грамматический строй, связная речь) при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Р.Е. Левина выделяет три уровня речевого развития при ОНР:

    первый уровень — полное отсутствие общеупотребительной речи;

    второй уровень — частичная сформированность речи — незначительный словарный запас, аграмматическая фраза;

    третий уровень — развернутая речь с элементами недоразвития, которые выявляются во всей речевой системе — словаре, грамматическом строе, связной речи, звукопроизношении. При нерезко выраженном недоразвитии отмечается лексико-грамма- тическая и фонетико-фонематическая несформированность речи.

    Особенности третьего уровня ОНР:

    ✓ недифференцированное произношение звуков, замена звуков более простыми по артикуляции;

    ✓ нестойкость замен, сочетание нарушенного и правильного произношения;

    ✓ упрощения, сокращение, пропуски слогов — в многосложных словах;

    ✓ неточность употребления слов и словосочетаний;

    ✓ нарушение лексической систематики;

    ✓ затруднения в словообразовании и словоизменении;

    ✓ преобладание имен существительных и глаголов в активном словаре;

    ✓ затруднения при использовании абстрактной и обобщающей лексики, в понимании и употреблении слов с переносным смыслом.

    Таким образом, при общем недоразвитии речи наблюдается патологический ход речевого развития (в ряде случаев на фоне нарушения деятельности центральной нервной системы).

    Основной контингент специальных коррекционных групп — дети с III уровнем ОНР. Коррекция их речи — длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения.

    2. Под фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН) понимают нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

    Характерные особенности ФФН:

    ✓ неправильное произношение отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков;

    ✓ недостаточное фонематическое восприятие нарушенных звуков;

    ✓ затрудненность восприятия акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными фонемами;

    ✓ в устной речи — отсутствие звука;

    ✓ замена одного звука другим;

    ✓ смешение звуков;

    ✓ нарушение формирования фонематического анализа и синтеза;

    ✓ у детей значительные трудности при обучении письму и чтению. ФФН — распространенное нарушение развития речи. Требуется целенаправленная логопедическая работа. Использованные источники:

    Коррекционная педагогика. С. 56—58.

    Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 239.


    Please publish modules in offcanvas position.