Вопрос 52. Нарушение развития речи
1. Общее недоразвитие речи (ОНР) |
2. Фонетико-фонематипеское недоразвитие (ФФН) |
1. Общее недоразвитие речи (ОНР) характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне (звукопроизношение, словарь, грамматический строй, связная речь) при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Р.Е. Левина выделяет три уровня речевого развития при ОНР:
✓ первый уровень — полное отсутствие общеупотребительной речи;
✓ второй уровень — частичная сформированность речи — незначительный словарный запас, аграмматическая фраза;
✓ третий уровень — развернутая речь с элементами недоразвития, которые выявляются во всей речевой системе — словаре, грамматическом строе, связной речи, звукопроизношении. При нерезко выраженном недоразвитии отмечается лексико-грамма- тическая и фонетико-фонематическая несформированность речи.
Особенности третьего уровня ОНР:
✓ недифференцированное произношение звуков, замена звуков более простыми по артикуляции;
✓ нестойкость замен, сочетание нарушенного и правильного произношения;
✓ упрощения, сокращение, пропуски слогов — в многосложных словах;
✓ неточность употребления слов и словосочетаний;
✓ нарушение лексической систематики;
✓ затруднения в словообразовании и словоизменении;
✓ преобладание имен существительных и глаголов в активном словаре;
✓ затруднения при использовании абстрактной и обобщающей лексики, в понимании и употреблении слов с переносным смыслом.
Таким образом, при общем недоразвитии речи наблюдается патологический ход речевого развития (в ряде случаев на фоне нарушения деятельности центральной нервной системы).
Основной контингент специальных коррекционных групп — дети с III уровнем ОНР. Коррекция их речи — длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения.
2. Под фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН) понимают нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Характерные особенности ФФН:
✓ неправильное произношение отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков;
✓ недостаточное фонематическое восприятие нарушенных звуков;
✓ затрудненность восприятия акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными фонемами;
✓ в устной речи — отсутствие звука;
✓ замена одного звука другим;
✓ смешение звуков;
✓ нарушение формирования фонематического анализа и синтеза;
✓ у детей значительные трудности при обучении письму и чтению. ФФН — распространенное нарушение развития речи. Требуется целенаправленная логопедическая работа. Использованные источники:
Коррекционная педагогика. С. 56—58.
Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 239.