Вопрос 53. Нарушения письма и чтения
1. Дисграфия и ее виды |
2. Дислексия и ее формы |
1. Частичное расстройство процессов письма называется дисграфи- ей, полное нарушение — аграфией.
Причина — недостаточная готовность психических процессов, формирующихся в процессе развития устной речи.
Проявление дисграфии — стойкие и повторяющиеся ошибки письма.
Типичные ошибки письма при дисграфии:
✓ смешение и замена букв;
✓ искажение звуко-слоговой структуры слова;
✓ нарушения слитности написания отдельных слов в предложении — разрыв слова на части, слитное написание слов;
✓ аграмматизм;
✓ смешение букв по оптическому сходству. Виды дисграфии:
✓ артикуляторно-акустическая — фонетические нарушения: •
нам звуков);
✓ акустическая — несформированность процессов фонематического восприятия:
•
различающиеся тонкими акустико-артикуляционными признаками звука, пропуски, вставки, перестановки, повторы букв или слогов;
•
написание сложных слов, предлогов и союзов с последующим словом; раздельное написание частей слова (чаще приставки и корня);
✓ оптическая — замена и искажение сходных по начертанию букв (д — б, т — ш, и — ш, п — т, х — ж, л — м), неправильное расположение элементов букв:
•
2. Частичное нарушение чтения называется дислексией, полная неспособность овладеть чтением — алексией.
Проявление дислексии — многочисленные повторяющиеся ошибки (замены, перестановки, пропуски букв и т. п.), имеющие стойкий характер.
Формы дислексии:
✓ фонематическая — дети путают буквы, которые обозначают сходные по акустико-артиркуляционным параметрам звуки; побуквенное чтение; вставки, пропуски, перестановки;
✓ семантическая — механическое чтение, без понимания смысла;
✓ агрсшматическая — грамматические ошибки (при чтении предложений);
✓ мнестическая — дети не могут запомнить буквы и сопоставить их с соответствующими звуками;
✓ оптическая — смешение сходных по начертанию букв.
Детям с дисграфиями и дислексиями необходима логопедическая помощь.
Использованные источники:
Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. С. 240-243.