Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 53. Нарушения письма и чтения

    Содержание материала

    Вопрос 53. Нарушения письма и чтения

    1. Дисграфия и ее виды

    2. Дислексия и ее формы


    1. Частичное расстройство процессов письма называется дисграфи- ей, полное нарушение — аграфией.

    Причина — недостаточная готовность психических процессов, формирующихся в процессе развития устной речи.

    Проявление дисграфии — стойкие и повторяющиеся ошибки письма.

    Типичные ошибки письма при дисграфии:

    смешение и замена букв;

    искажение звуко-слоговой структуры слова;

    нарушения слитности написания отдельных слов в предложении — разрыв слова на части, слитное написание слов;

    аграмматизм;

    смешение букв по оптическому сходству. Виды дисграфии:

    артикуляторно-акустическая — фонетические нарушения: •

    нам звуков);

    ✓ акустическая — несформированность процессов фонематического восприятия:

    различающиеся тонкими акустико-артикуляционными признаками звука, пропуски, вставки, перестановки, повторы букв или слогов;

    написание сложных слов, предлогов и союзов с последующим словом; раздельное написание частей слова (чаще приставки и корня);

    ✓ оптическая — замена и искажение сходных по начертанию букв (д — б, т — ш, и — ш, п — т, х — ж, л — м), неправильное расположение элементов букв:

    2. Частичное нарушение чтения называется дислексией, полная неспособность овладеть чтением — алексией.

    Проявление дислексии — многочисленные повторяющиеся ошибки (замены, перестановки, пропуски букв и т. п.), имеющие стойкий характер.

    Формы дислексии:

    ✓ фонематическая — дети путают буквы, которые обозначают сходные по акустико-артиркуляционным параметрам звуки; побуквенное чтение; вставки, пропуски, перестановки;

    ✓ семантическая — механическое чтение, без понимания смысла;

    агрсшматическая — грамматические ошибки (при чтении предложений);

    ✓ мнестическая — дети не могут запомнить буквы и сопоставить их с соответствующими звуками;

    оптическая — смешение сходных по начертанию букв.

    Детям с дисграфиями и дислексиями необходима логопедическая помощь.

    Использованные источники:

    Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. С. 240-243.


    Please publish modules in offcanvas position.