Вопрос 54. Система учреждений для детей с нарушениями речи
1. Типы специальных учреждений для детей дошкольного и школьного возраста |
2. Коррекционно-развивающие центры |
3. Структура системы здравоохранения |
4. Учет особого состояния ЦНС детей с речевыми нарушениями |
1. Логопедическая помощь детям дошкольного и школьного возрастов в системе образования осуществляется в следующих специальных учреждениях:
✓ ясли-сад для детей с нарушениями речи;
✓ логопедический детский сад;
✓ группы для детей с нарушениями речи при детских садах общего типа;
✓ учебно-воспитательные комплексы (УВК) для детей с нарушениями речи;
✓ школа для детей с нарушениями речи (V вида);
✓ логопедические пункты при общеобразовательных школах;
✓ группы для детей с нарушениями речи при детских домах общего типа.
2. Коррекционно-развивающие центры относятся к инновационным типам учреждений и оказывают комплексную помощь детям с нарушениями речи.
3. В системе здравоохранения функционируют:
✓ логопедические кабинеты при детских поликлиниках;
✓ стационары и полустационары при детских больницах, диспансерах, специализированных центрах медицинских институтов и т. п.;
✓ детские санатории;
✓ специализированные ясли для детей с речевыми нарушениями. Такие категории, как умственно отсталые дети, дети со снижением слуха, зрения, с нарушением опорно-двигательного аппарата, психическими нарушениями и т. п., могут получить логопедическую помощь в специальных учреждениях по ведущему дефекту.
4. Специалисты, работающие в указанных выше учреждениях, в своей профессиональной деятельности должны учитывать особое состояние центральной нервной системы детей, имеющих речевые нарушения:
✓ они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, эмоциональной неустойчивостью, расстройствами настроения;
✓ имеют различные двигательные нарушения;
✓ быстро устают;
✓ плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях.
У таких детей отмечаются:
✓ недостаточность регулирующей функции речи;
✓ неустойчивость внимания и памяти;
✓ низкий уровень понимания словесных инструкций;
✓ низкий уровень контроля за собственной деятельностью;
✓ нарушение познавательной деятельности;
✓ низкая умственная работоспособность. Использованные источники:
Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. С. 169-170.
Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 243—244.