Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 54. Система учреждений для детей с нарушениями речи

    Содержание материала

    Вопрос 54. Система учреждений для детей с нарушениями речи

    1. Типы специальных учреждений

    для детей дошкольного и школьного возраста

    2. Коррекционно-развивающие центры

    3. Структура системы здравоохранения

    4. Учет особого состояния ЦНС детей с речевыми нарушениями


    1. Логопедическая помощь детям дошкольного и школьного возрастов в системе образования осуществляется в следующих специальных учреждениях:

    ✓ ясли-сад для детей с нарушениями речи;

    ✓ логопедический детский сад;

    ✓ группы для детей с нарушениями речи при детских садах общего типа;

    ✓ учебно-воспитательные комплексы (УВК) для детей с нарушениями речи;

    ✓ школа для детей с нарушениями речи (V вида);

    ✓ логопедические пункты при общеобразовательных школах;

    ✓ группы для детей с нарушениями речи при детских домах общего типа.

    2.  Коррекционно-развивающие центры относятся к инновационным типам учреждений и оказывают комплексную помощь детям с нарушениями речи.

    3.  В системе здравоохранения функционируют:

    ✓ логопедические кабинеты при детских поликлиниках;

    ✓ стационары и полустационары при детских больницах, диспансерах, специализированных центрах медицинских институтов и т. п.;

    ✓ детские санатории;

    ✓ специализированные ясли для детей с речевыми нарушениями. Такие категории, как умственно отсталые дети, дети со снижением слуха, зрения, с нарушением опорно-двигательного аппарата, психическими нарушениями и т. п., могут получить логопедическую помощь в специальных учреждениях по ведущему дефекту.

    4. Специалисты, работающие в указанных выше учреждениях, в своей профессиональной деятельности должны учитывать особое состояние центральной нервной системы детей, имеющих речевые нарушения:

    ✓ они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, эмоциональной неустойчивостью, расстройствами настроения;

    ✓ имеют различные двигательные нарушения;

    ✓ быстро устают;

    ✓ плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях.

    У таких детей отмечаются:

    ✓ недостаточность регулирующей функции речи;

    ✓ неустойчивость внимания и памяти;

    ✓ низкий уровень понимания словесных инструкций;

    ✓ низкий уровень контроля за собственной деятельностью;

    ✓ нарушение познавательной деятельности;

    ✓ низкая умственная работоспособность. Использованные источники:

    Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. С. 169-170.

    Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 243—244.


    Please publish modules in offcanvas position.