Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 55. Логопедическая помощь детям дошкольного и школьного возраста в системе образования

    Содержание материала

    Вопрос 55. Логопедическая помощь детям дошкольного и школьного возраста в системе образования

    1. Дошкольные учреждения

    2. Учебно-воспитательный комплекс (УВК)

    3. Логопедический пункт


    1. В логопедическом дошкольном образовательном учреждении (ДОУ)

    осуществляется дифференцированное обучение и воспитание детей с различными формами речевого нарушения, имеющих сохранный слух и интеллект с учетом их возраста (Г.В. Чиркина).

    Основные задачи логопедических детских садов для детей с нарушениями речи:

    ✓ коррекция речевого нарушения;

    ✓ подготовка к обучению в общеобразовательной школе;

    для детей с тяжелыми нарушениями речи — в специальной школе.

    Типовым положением определены профили специальных групп:

    ✓ группы для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН);

    ✓ с общим недоразвитием речи (ОНР);

    ✓ с заиканием.

    Дети с ФФН принимаются на один год с 5 лет (к этому возрасту в норме заканчивается формирование звуковой системы речи и фонематического слуха).

    Дети с ОНР принимаются на 2—3 года (в зависимости от возраста и уровня речевого развития) в возрасте 3—5 лет.

    Дети с заиканием зачисляются в группы сроком на 1 год с 2 лет.

    Содержание обучения и воспитания детей с нарушениями речи

    отражено в специальных программах для детей с заиканием (разработана С.А. Мироновой) и для детей с ФФН и ОНР (разработана Г.В. Чиркино и Т.Б. Фаличевой), включающих следующие разделы:

    ✓ игра;

    ✓ труд;

    ✓ физическое и музыкальное воспитание;

    ✓ развитие элементарных математических представлений;

    ✓ ознакомление с окружающим миром;

    ✓ изобразительная деятельность и конструирование;

    ✓ развитие речи (специальный раздел, посвященный содержанию коррекционно-предупредительной работы). Программы направлены:

    ✓ на формирование речевых компонентов;

    ✓ развитие познавательных способностей, внимания, памяти, речевого поведения.

    Опыт многолетней работы специальных ДОУ доказал их высокую эффективность: около 80% детей могут обучаться в школах общего назначения (остальные 20% — в специальных учебных заведениях).

    2.  Учебно-воспитательный комплекс (УВК) представляет собой новую форму логопедической помощи детям, которые слабо подготовлены к обучению в массовой школе из-за недоразвития речи.

    Данный комплекс включает специальные логопедические классы, в которых образовательный процесс направлен:

    ✓ на предупреждение нарушений письменной речи у детей с речевым недоразвитием;

    ✓ развитие коммуникативных навыков устной речи;

    ✓ подготовку к дальнейшему обучению на II ступени общеобразовательной школы.

    Организация логопедических классов осуществляется на базе ДОУ. В эти классы направляются (на основе заключения ПМПК) дети в возрасте 7 лет с нерезко выраженным ОНР или ФФН, представляющие группу риска по дисграфии и дислексии.

    3.  Логопедический пункт — специальное учебно-воспитательное учреждение.

    Предназначено для детей, имеющих:

    ✓ общее недоразвитие речи, преимущественно III уровня;

    ✓ фонетико-фонематическое недоразвитие, обусловливающее дислексию и дисграфию;

    ✓ заикание различной формы, оказывающее влияние на успеваемость и школьную адаптацию.

    Форма организации учебно-коррекционной работы — групповые занятия. Основные задачи:

    ✓ коррекция нарушений устной и (или) письменной речи учащихся;

    ✓ своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости, возникшей из-за этих нарушений;

    ✓ консультативная помощь учителям и родителям.

    Срок коррекционного обучения — от 4—9 месяцев до 1,5—2 лет.

    Логопедические пункты — наиболее массовая форма результативной помощи детям с нарушениями речи.

    Педагоги общеобразовательной школы должны проявлять особое внимание к таким детям.

    Использованные источники:

    Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. С. 169-174.

    Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 244—246. Коррекционная педагогика. С. 56—60.


    Please publish modules in offcanvas position.