Вопрос 55. Логопедическая помощь детям дошкольного и школьного возраста в системе образования
1. Дошкольные учреждения |
2. Учебно-воспитательный комплекс (УВК) |
3. Логопедический пункт |
1. В логопедическом дошкольном образовательном учреждении (ДОУ)
осуществляется дифференцированное обучение и воспитание детей с различными формами речевого нарушения, имеющих сохранный слух и интеллект с учетом их возраста (Г.В. Чиркина).
Основные задачи логопедических детских садов для детей с нарушениями речи:
✓ коррекция речевого нарушения;
✓ подготовка к обучению в общеобразовательной школе;
для детей с тяжелыми нарушениями речи — в специальной школе.
Типовым положением определены профили специальных групп:
✓ группы для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН);
✓ с общим недоразвитием речи (ОНР);
✓ с заиканием.
Дети с ФФН принимаются на один год с 5 лет (к этому возрасту в норме заканчивается формирование звуковой системы речи и фонематического слуха).
Дети с ОНР принимаются на 2—3 года (в зависимости от возраста и уровня речевого развития) в возрасте 3—5 лет.
Дети с заиканием зачисляются в группы сроком на 1 год с 2 лет.
Содержание обучения и воспитания детей с нарушениями речи
отражено в специальных программах для детей с заиканием (разработана С.А. Мироновой) и для детей с ФФН и ОНР (разработана Г.В. Чиркино и Т.Б. Фаличевой), включающих следующие разделы:
✓ игра;
✓ труд;
✓ физическое и музыкальное воспитание;
✓ развитие элементарных математических представлений;
✓ ознакомление с окружающим миром;
✓ изобразительная деятельность и конструирование;
✓ развитие речи (специальный раздел, посвященный содержанию коррекционно-предупредительной работы). Программы направлены:
✓ на формирование речевых компонентов;
✓ развитие познавательных способностей, внимания, памяти, речевого поведения.
Опыт многолетней работы специальных ДОУ доказал их высокую эффективность: около 80% детей могут обучаться в школах общего назначения (остальные 20% — в специальных учебных заведениях).
2. Учебно-воспитательный комплекс (УВК) представляет собой новую форму логопедической помощи детям, которые слабо подготовлены к обучению в массовой школе из-за недоразвития речи.
Данный комплекс включает специальные логопедические классы, в которых образовательный процесс направлен:
✓ на предупреждение нарушений письменной речи у детей с речевым недоразвитием;
✓ развитие коммуникативных навыков устной речи;
✓ подготовку к дальнейшему обучению на II ступени общеобразовательной школы.
Организация логопедических классов осуществляется на базе ДОУ. В эти классы направляются (на основе заключения ПМПК) дети в возрасте 7 лет с нерезко выраженным ОНР или ФФН, представляющие группу риска по дисграфии и дислексии.
3. Логопедический пункт — специальное учебно-воспитательное учреждение.
Предназначено для детей, имеющих:
✓ общее недоразвитие речи, преимущественно III уровня;
✓ фонетико-фонематическое недоразвитие, обусловливающее дислексию и дисграфию;
✓ заикание различной формы, оказывающее влияние на успеваемость и школьную адаптацию.
Форма организации учебно-коррекционной работы — групповые занятия. Основные задачи:
✓ коррекция нарушений устной и (или) письменной речи учащихся;
✓ своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости, возникшей из-за этих нарушений;
✓ консультативная помощь учителям и родителям.
Срок коррекционного обучения — от 4—9 месяцев до 1,5—2 лет.
Логопедические пункты — наиболее массовая форма результативной помощи детям с нарушениями речи.
Педагоги общеобразовательной школы должны проявлять особое внимание к таким детям.
Использованные источники:
Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. С. 169-174.
Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 244—246. Коррекционная педагогика. С. 56—60.