Вопрос 58. Причины нарушений слуха, их диагностика и медицинская реабилитация
1. Причины возникновения нарушений слуха |
2. Диагностика нарушений слуха |
3. Медицинская реабилитация |
1. Основные причины возникновения нарушений слуха:
✓ инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности;
✓ асфиксия новорожденного;
✓ внутричерепная родовая травма;
✓ гипербилирубинемия (превышение содержания билирубина в крови — одного из главных пигментов желчи);
✓ резус-конфликт;
✓ гемолитическая болезнь новорожденного (процесс внутри сосудистого распада эритроцитов и выхода из них гемоглобина в плазму);
✓ масса тела при рождении менее 1500 г;
✓ недоношенность;
✓ переношенность;
✓ применение препаратов с ототоксическим действием, назначаемых ребенку или матери во время беременности;
✓ наследственные заболевания матери (в семье), сопровождающиеся поражением слухового аппарата;
✓ детская инфекция (паротит, скарлатина, корь и др.);
✓ эпидемический менингит;
✓ грипп;
✓ острые и хронические отиты;
✓ черепно-мозговая травма.
2. В нашей стране функционирует государственная система раннего выявления детей с подозрением на снижение слуха.
Диагностика нарушений слуха производится с помощью медицинского и педагогического обследования.
Медицинское обследование проводится врачом-отоларингологом и включает отиатрический осмотр и аудиологическое исследование.
Аудиология — раздел медицины, разрабатывающий вопросы состояния слуха, его нарушений, а также методы диагностики, профилактики и устранения этих нарушения
Педагогическое обследование проводится учителем-дефектоло- гом и предполагает:
✓ регистрацию поведенческих реакций ребенка на звучание низко-, средне-, и высокочастотных игрушек и речи;
✓ выявление (у говорящих детей) возможности воспринимать на слух произносимые голосом разговорной громкости и шепотом звукоподражания, лепетные слова, полные слова и фразы.
Место и степень поражения слуха определяются методами ау- диометрии (акуметрии) — измерения остроты слуха определением наименьшей силы звука, воспринимаемого человеком.
Разновидности аудиометрии:
✓ тональная — исследование слуха при помощи аудиометра, подающего простейшие сигналы (тона), изменяемые по частоте и силе звука;
✓ речевая — позволяет определить у слабослышащего область его речевого слуха и уровень понимания речи;
✓ электрокорковая — исследование электрических потенциалов мозга и слуховых нервов;
✓ импеданс-аудиометрия — исследование реакции барабанной перепонки;
✓ детская;
✓ аудиометрия раннего возраста и др.
У детей от года до 3 лет диагностика состояния слуховой функции проводится с помощью метода рефлекторной реакции на звук.
Игровая аудиометрия используется для исследования слуха у детей после 3 лет.
Выбор способа исследования слуха у детей зависит:
✓ от возраста ребенка;
✓ его зрелости;
✓ способности к концентрации внимания;
✓ готовности к сотрудничеству;
✓ самочувствия.
3. Для коррекции и компенсации дефектов слуха применяются специальные технические средства.
Первые упоминания об устройствах для общения с глухими (слуховые трубки, рожки и др.) относятся ко II в. до н. э.
В XVI в. Д. Кардано предложил использовать металлический сосуд, вибрацию которого глухой воспринимал пальцами. Слуховые аппараты на основе электроакустического усиления появились в конце XIX в. в США (М. Хатчинсон). Прообразом первого слухового аппарата (микрофон и телефонная трубка) послужил телефон, изобретенный в 1875 г. А.Г. Бел- лом. В России электрический слуховой аппарат впервые появился в 1903 г.
Интенсивное развитие сурдотехники началось в 50-е гг. XX в. и было обусловлено успехами радиоэлектроники.
Направления развития сурдотехнических средств:
✓ модернизация уже имеющихся в соответствии с современными требованиями;
✓ разработка качественно новых моделей.
Сегодня наиболее распространенное средство звукоусиления — слуховой аппарат в виде портативного прибора, состоящего из микрофона, электронного усилителя и телефона.
Западные специалисты предлагают кохлеарную имплантацию — частичную имплантацию за ушной раковиной высокоразвитой электронной слухопротезируюшей системы. Использованные источники:
Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. С. 108-111.
Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 249—253. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. С. 400.