Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 58. Причины нарушений слуха, их диагностика и медицинская реабилитация

    Содержание материала

    Вопрос 58. Причины нарушений слуха, их диагностика и медицинская реабилитация

    1. Причины возникновения нарушений слуха

    2. Диагностика нарушений слуха

    3. Медицинская реабилитация


    1.  Основные причины возникновения нарушений слуха:

    ✓ инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности;

    ✓ асфиксия новорожденного;

    ✓ внутричерепная родовая травма;

    ✓ гипербилирубинемия (превышение содержания билирубина в крови — одного из главных пигментов желчи);

    ✓ резус-конфликт;

    ✓ гемолитическая болезнь новорожденного (процесс внутри сосудистого распада эритроцитов и выхода из них гемоглобина в плазму);

    ✓ масса тела при рождении менее 1500 г;

    ✓ недоношенность;

    ✓ переношенность;

    ✓ применение препаратов с ототоксическим действием, назначаемых ребенку или матери во время беременности;

    ✓ наследственные заболевания матери (в семье), сопровождающиеся поражением слухового аппарата;

    ✓ детская инфекция (паротит, скарлатина, корь и др.);

    ✓ эпидемический менингит;

    ✓ грипп;

    ✓ острые и хронические отиты;

    ✓ черепно-мозговая травма.

    2.  В нашей стране функционирует государственная система раннего выявления детей с подозрением на снижение слуха.

    Диагностика нарушений слуха производится с помощью медицинского и педагогического обследования.

    Медицинское обследование проводится врачом-отоларингологом и включает отиатрический осмотр и аудиологическое исследование.

    Аудиология — раздел медицины, разрабатывающий вопросы состояния слуха, его нарушений, а также методы диагностики, профилактики и устранения этих нарушения

    Педагогическое обследование проводится учителем-дефектоло- гом и предполагает:

    ✓ регистрацию поведенческих реакций ребенка на звучание низко-, средне-, и высокочастотных игрушек и речи;

    ✓ выявление (у говорящих детей) возможности воспринимать на слух произносимые голосом разговорной громкости и шепотом звукоподражания, лепетные слова, полные слова и фразы.

    Место и степень поражения слуха определяются методами ау- диометрии (акуметрии) — измерения остроты слуха определением наименьшей силы звука, воспринимаемого человеком.

    Разновидности аудиометрии:

    тональная — исследование слуха при помощи аудиометра, подающего простейшие сигналы (тона), изменяемые по частоте и силе звука;

    речевая — позволяет определить у слабослышащего область его речевого слуха и уровень понимания речи;

    электрокорковая — исследование электрических потенциалов мозга и слуховых нервов;

    импеданс-аудиометрия — исследование реакции барабанной перепонки;

    ✓ детская;

    ✓ аудиометрия раннего возраста и др.

    У детей от года до 3 лет диагностика состояния слуховой функции проводится с помощью метода рефлекторной реакции на звук.

    Игровая аудиометрия используется для исследования слуха у детей после 3 лет.

    Выбор способа исследования слуха у детей зависит:

    ✓ от возраста ребенка;

    ✓ его зрелости;

    ✓ способности к концентрации внимания;

    ✓ готовности к сотрудничеству;

    ✓ самочувствия.

    3. Для коррекции и компенсации дефектов слуха применяются специальные технические средства.

    Первые упоминания об устройствах для общения с глухими (слуховые трубки, рожки и др.) относятся ко II в. до н. э.

    В XVI в. Д. Кардано предложил использовать металлический сосуд, вибрацию которого глухой воспринимал пальцами. Слуховые аппараты на основе электроакустического усиления появились в конце XIX в. в США (М. Хатчинсон). Прообразом первого слухового аппарата (микрофон и телефонная трубка) послужил телефон, изобретенный в 1875 г. А.Г. Бел- лом. В России электрический слуховой аппарат впервые появился в 1903 г.

    Интенсивное развитие сурдотехники началось в 50-е гг. XX в. и было обусловлено успехами радиоэлектроники.

    Направления развития сурдотехнических средств:

    ✓ модернизация уже имеющихся в соответствии с современными требованиями;

    ✓ разработка качественно новых моделей.

    Сегодня наиболее распространенное средство звукоусиления — слуховой аппарат в виде портативного прибора, состоящего из микрофона, электронного усилителя и телефона.

    Западные специалисты предлагают кохлеарную имплантацию — частичную имплантацию за ушной раковиной высокоразвитой электронной слухопротезируюшей системы. Использованные источники:

    Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. С. 108-111.

    Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 249—253. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. С. 400.


    Please publish modules in offcanvas position.