Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 59. Классификации лиц с недостатками слуха

    Содержание материала

    Вопрос 59. Классификации лиц с недостатками слуха

    1. Тугоухость и глухота

    2. Классификация JI.B. Неймана

    3. Междп арадная юшссификгция

    4. Педагогическая классификация Р М. Боскис


    1. По состоянию слуха различают лиц:

    ✓ слабослышащих, или страдающих тугоухостью; глухих.

    Тугоухость — стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Степень выраженности — от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими.

    Глухота — полное отсутствие слуха или резкая степень его снижения, при которой восприятие речи невозможно. Глубокое, стойкое двустороннее нарушение, приобретенное в раннем детстве или врожденное.

    2.  По классификации Л.В. Неймана (1961):

    слабослышащие дети, в зависимости от величины средней потери слуха в области от 500 до 4000 герц, могут быть отнесены к одной из следующих степеней тугоухости:

    •   I степень — не превышает 50 дБ;

    •  

    глухие дети, в зависимости об объема воспринимаемых частот, относятся к одной из 4 групп:

    Условная граница между тугоухостью и глухотой — 85 дБ.

    3.  По международной классификации (1988) в зависимости от средней потери слуха в диапазоне трех частот: 500, 1000 и 2000 Гц выделяют 4 степени тугоухости и глухоту:

    ✓ I степень — 26—40 дБ;

    ✓ II степень — 41—55 дБ;

    ✓ III степень — 56—70 дБ;

    ✓ VI степень — 71—90 дБ;

    ✓ глухота — более 90 дБ.

    4.  Педагогическая классификация P.M. Боскис (50-е гг. XX в.) —

    основа дифференцированного специального образования детей с нарушениями слуха.

    Критерии, учитывающие своеобразие развития детей с нарушенным слухом (по P.M. Боскис):

    ✓ степень поражения слуховой функции;

    ✓ уровень развития речи при данной степени поражения слуховой функции;

    ✓ время возникновения нарушения слуха.

    Дети с нарушениями слуха подразделяются на 4 группы: глухие без речи (ранооглохшие);

    ✓ глухие, сохранившие речь (позднооглохшие);

    ✓ слабослышащие с развитой речью;

    ✓ слабослышащие с глубоким речевым недоразвитием. Использованные источники:

    Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. С. 95-99.

    Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 253—257. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. С. 399. Психолого-педагогический словарь.


    Please publish modules in offcanvas position.