Вопрос 59. Классификации лиц с недостатками слуха
1. Тугоухость и глухота |
2. Классификация JI.B. Неймана |
3. Междп арадная юшссификгция |
4. Педагогическая классификация Р М. Боскис |
1. По состоянию слуха различают лиц:
✓ слабослышащих, или страдающих тугоухостью; глухих.
Тугоухость — стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Степень выраженности — от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими.
Глухота — полное отсутствие слуха или резкая степень его снижения, при которой восприятие речи невозможно. Глубокое, стойкое двустороннее нарушение, приобретенное в раннем детстве или врожденное.
2. По классификации Л.В. Неймана (1961):
слабослышащие дети, в зависимости от величины средней потери слуха в области от 500 до 4000 герц, могут быть отнесены к одной из следующих степеней тугоухости:
• I степень — не превышает 50 дБ;
•
✓ глухие дети, в зависимости об объема воспринимаемых частот, относятся к одной из 4 групп:
Условная граница между тугоухостью и глухотой — 85 дБ.
3. По международной классификации (1988) в зависимости от средней потери слуха в диапазоне трех частот: 500, 1000 и 2000 Гц выделяют 4 степени тугоухости и глухоту:
✓ I степень — 26—40 дБ;
✓ II степень — 41—55 дБ;
✓ III степень — 56—70 дБ;
✓ VI степень — 71—90 дБ;
✓ глухота — более 90 дБ.
4. Педагогическая классификация P.M. Боскис (50-е гг. XX в.) —
основа дифференцированного специального образования детей с нарушениями слуха.
Критерии, учитывающие своеобразие развития детей с нарушенным слухом (по P.M. Боскис):
✓ степень поражения слуховой функции;
✓ уровень развития речи при данной степени поражения слуховой функции;
✓ время возникновения нарушения слуха.
Дети с нарушениями слуха подразделяются на 4 группы: глухие без речи (ранооглохшие);
✓ глухие, сохранившие речь (позднооглохшие);
✓ слабослышащие с развитой речью;
✓ слабослышащие с глубоким речевым недоразвитием. Использованные источники:
Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. С. 95-99.
Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 253—257. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. С. 399. Психолого-педагогический словарь.