Вопрос 60. Краткая история сурдопедагогики
1. Становление зарубежной сурдопедагогики |
2. Становление российской системы обучения глухих |
3. Дифференцированный подход к обучению детей с нарушениям и слуха |
4. Развитие советской сурдопедагогики |
1. Первые высказывания о возможности обучения глухих содержатся в сочинениях Аристотеля.
В XVI в. итальянский философ, врач и математик Дж. Кардано (1501—1576) упоминал о способе усвоения речи с помощью ее письменной формы.
В это же время в Испании были сделаны первые попытки использования дактилологии (своеобразной формы речи, при которой слова воспроизводятся пальцами рук) для обучения глухих детей.
В 1620 г. испанский ученый Х.П. Бонет издал свой труд "О природе звуков и искусстве научить глухонемого говорить" — первое в истории сурдопедагогики методическое пособие. В 1770 г. французский сурдопедагог Ш.М. де л'Эпе учредил первое в мире училище для глухих — Парижский национальный институт, в котором для обучения использовался мимический язык глухонемых.
Немецкий сурдопедагог С. Гейнике разработал другую систему обучения — так называемый устный метод, основанный на устной форме словесной речи.
В 1864 г. А. Линкольн, президент США, утвердил решение Конгресса о финансировании первого в мире высшего учебного заведения для неслышащих (Галлоудет-колледж).
2. На Руси воспитание глухих детей (вместе со здоровыми) осуществлялось с XI в. в монастырских школах.
С конца XVIII в. в системе общественного призрения организовывались разнообразные учреждения, в которых глухие дети обучались в особых группах.
Первые специальные учреждения для глухих были открыты в 1806 г. в Павловске (в 1810 г. переведено в Санкт-Петербург) и в 1834 г. — в Москве.
К началу XX в. сложилась отечественная система обучения детей с недостатками слуха (вместе с глухими обучались слабослышащие и позднооглохшие).
Русские сурдопедагоги В.И. Флери, Г.А. Гурцов, А.Ф. Остроградский, Н.М. Лаговский и др. рекомендовали наряду с устной речью обучать детей жестовой речи и письму.
Большое значение придавалось развитию познавательных возможностей глухих детей, а также их нравственному воспитанию.
3. Попытки реализации идеи дифференцированного подхода к обучению детей с нарушениями слуха были сделаны в России и ряде зарубежных стран в конце XIX в.
Теория и практика дифференцированного специального образования для детей, имеющих разную степень нарушения слуха и соответствующий уровень речевого развития, оформились во второй половине XX в.
4. После 1917 г. обучение и воспитание глухих детей стало частью государственной системы специального образования. Интенсивное развитие отечественной сурдопедагогики началось в 50-е гг.
В создании оригинальной системы обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей принимали участие P.M. Боскис, А.И. Дьячков, С.А. Зыков, Ф.Ф. Pay, Н.Ф. Слезина, А.Г. Зике- ев, КГ. Коровин, В.И. Бельтюков, Б.Д. Кореунская, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф и др.
Использованные источники:
Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. С. 399. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 257—259.