Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 7. Философия как методологическая основа специальной педагогики

    Содержание материала

    Вопрос 7. Философия как методологическая основа специальной педагогики

    1. Мировоззренческие аспекты в специальной педагогике

    2. Воззрения великих мыслителей на здоровье и воспитание

    3. Философские концепи ии отклонений

    4. Идеи современной западной философии

    5. Отечественные философы о проблемах специального образования

    6. Направления построения новой парадигмы специальной педагогики


    1.  Философия является фундаментом педагогики, так как в основе любой педагогической теории лежат те или иные философские концепции.

    В связи с этим при исследовании проблем специальной педагогики выделяются следующие мировоззренческие аспекты в соответствии с разделами философии:

    онтологический — место специального образования в структуре бытия;

    гносеологический — определение связи обучения и познания;

    аксиологический — приоритеты и ценностные предпосылки специального образования;

    фшюсофско-антропологический — обобщение научных данных о человеке с ограниченными возможностями жизнедеятельности;

    историко-фшюсофский — реконструкция взглядов философов прошлого на специально-педагогическую проблематику;

    социально-фшюсофский — изучение явлений специальной педагогики в социокультурном контексте.

    2.  Великие мыслители прошлого высказывали свои воззрения на здоровье и воспитание.

    Гераклит".

    ✓ "Болезнь делает приятным и благим здоровье";

    ✓ "Цель человеческой жизни — освобождение от страданий". Платон:

    ✓ "Причина телесных болезней и душевных недугов — дурные свойства тела или дурное воспитание";

    ✓ "Здоровье и красота живого существа — в соразмерности души и тела";

    ✓ "Упорядоченный образ жизни устраняет телесный недуг";

    ✓ "Больной человек бесполезен и для себя, и для общества";

    ✓ "Детей следует отбирать по их способностям". Аристотель:

    "Добродетель состоит в обладании серединой";

    "Для счастливой жизни важно избегать крайностей, которыми

    являются испорченность, злобность, тупость и др."

    Плутарх, Сенека:

    ✓ "От уродливых и болезненных детей следует избавляться". Марк Аврелий:

    ✓ "Болезнь связана с пороком, она наказание за грехи и неповиновение, необходимо раскаяние, очищение души".

    Д. Дидро:

    ✓ "Интеллектуальные идеи и нравственные понятия человека тесно связаны с устройством его тел и состоянием органов чувств".

    3.  Философские концепции отклонений:

    ✓ "Слабоумие — "полная душевная слабость", "отсутствие души", долг благотворения — посильная помощь людям, бескорыстное содействие их счастью, государство должно оказывать благотворительную помощь нуждающимся" — И. Кант;

    ✓ "Противоречие между человеческой субъективностью и объективностью вызывает помешательство" — Г.В.Ф. Гегель;

    ✓ "Высокая заболеваемость, детская безнадзорность, несчастные случаи на производстве вызваны нищенским положением трудящихся" — Ф. Энгельс;

    ✓ "Сущность и характер человека неизменны и не могут быть исправлены" — А. Шопенгауэр;

    ✓ "Исправление человека противоестественно и бесполезно; надо стремиться к превосходству, преодолевать болезненные симптомы" — Ф. Ницше.

    4. Современные западные философы, идеи которых повлияли на развитие специальной педагогики:

    ✓ представители экзистенциализма — К. Ясперс, А. Камю, Ж.П. Сартр;

    ✓ психоаналитики — 3. Фрейд, А. Адлер, КГ. Юнг;

    ✓ постмодернисты — М. Фуко, Ж. Делез и др. Экзистенциализм:

    ✓ патологические явления имеют бытийный смысл, избавление от этих явлений — движение к подлинному существованию;

    ✓ подлинность существования человека, его самоосуществление, которое основывается на согласовании свободы отдельной личности со свободой других, "шифр бытия" осознается на грани жизни и смерти.

    Психоаналитика:

    ✓ невротические симптомы связаны с подавлением бессознательного (под действием репрессивных запретов культуры);

    ✓ процесс развития ребенка с дефектом направлен на социальную адаптацию и компенсацию комплекса социальной неполноценности.

    Постмодернизм:

    ✓ между безумием и разумом, между нормой и патологией нет границ.

    5. Отечественные философы о проблемах специального образования:

    ✓ "формирование человеческой психики происходит через "специфически человеческую жизнедеятельность", активное присвоение ребенком вещей культуры; идеальное — форма существования исторически сложившейся духовной культуры человечества" — Э.В. Ильенков;

    ✓ "становление человеческого сознания совершается в общении и деятельности людей" — Ф. Т. Михайлов;

    ✓ "ребенок, отягощенный недостатком, — объект дефектологии, дефект дает импульс к выработке социальной компенсации; в развитии аномального ребенка сочетаются общие и особенные черты"; "общность социальных целей и задач общей и специальной школ" — JI. С. Выготский.

    6. Ведущие направления построения новой парадигмы специальной педагогики:

    ✓ гуманизация;

    ✓ фундаментализация;

    ✓ интеграция. Гуманизация:

    цель специального образования:

    ✓ сделать полноценным и достойным существование человека с ограниченными возможностями;

    включение в социальные отношения;

    ✓ поддержка становления индивидуальности;

    ✓ целостность человеческой жизнедеятельности;

    ✓ концепция непрерывного образования.

    Фундаментализация:

    ✓ переосмысление и уточнение основополагающих положений, проблем, различий нормы и аномалий в человеческом развитии;

    ✓ философско-категориальный анализ нормы и патологии позволяет установить общие параметры их различения;

    ✓ отличие аномального развития от нормального имеет качественный и количественный характер.

    Интеграция:

    ✓ выражение интеграции в различных формах совместного обучения и воспитания детей с недостатками развития и их здоровыми сверстниками;

    ✓ наличие интеграционных тенденций в содержании специального образования, его методах и системе учебных заведений для детей с ограниченными возможностями. Использованные источники:

    Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 27—35.


    Please publish modules in offcanvas position.