Вопрос 7. Философия как методологическая основа специальной педагогики
1. Мировоззренческие аспекты в специальной педагогике |
2. Воззрения великих мыслителей на здоровье и воспитание |
3. Философские концепи ии отклонений |
4. Идеи современной западной философии |
5. Отечественные философы о проблемах специального образования |
6. Направления построения новой парадигмы специальной педагогики |
1. Философия является фундаментом педагогики, так как в основе любой педагогической теории лежат те или иные философские концепции.
В связи с этим при исследовании проблем специальной педагогики выделяются следующие мировоззренческие аспекты в соответствии с разделами философии:
✓ онтологический — место специального образования в структуре бытия;
✓ гносеологический — определение связи обучения и познания;
✓ аксиологический — приоритеты и ценностные предпосылки специального образования;
✓ фшюсофско-антропологический — обобщение научных данных о человеке с ограниченными возможностями жизнедеятельности;
✓ историко-фшюсофский — реконструкция взглядов философов прошлого на специально-педагогическую проблематику;
✓ социально-фшюсофский — изучение явлений специальной педагогики в социокультурном контексте.
2. Великие мыслители прошлого высказывали свои воззрения на здоровье и воспитание.
Гераклит".
✓ "Болезнь делает приятным и благим здоровье";
✓ "Цель человеческой жизни — освобождение от страданий". Платон:
✓ "Причина телесных болезней и душевных недугов — дурные свойства тела или дурное воспитание";
✓ "Здоровье и красота живого существа — в соразмерности души и тела";
✓ "Упорядоченный образ жизни устраняет телесный недуг";
✓ "Больной человек бесполезен и для себя, и для общества";
✓ "Детей следует отбирать по их способностям". Аристотель:
"Добродетель состоит в обладании серединой";
"Для счастливой жизни важно избегать крайностей, которыми
являются испорченность, злобность, тупость и др."
Плутарх, Сенека:
✓ "От уродливых и болезненных детей следует избавляться". Марк Аврелий:
✓ "Болезнь связана с пороком, она наказание за грехи и неповиновение, необходимо раскаяние, очищение души".
Д. Дидро:
✓ "Интеллектуальные идеи и нравственные понятия человека тесно связаны с устройством его тел и состоянием органов чувств".
3. Философские концепции отклонений:
✓ "Слабоумие — "полная душевная слабость", "отсутствие души", долг благотворения — посильная помощь людям, бескорыстное содействие их счастью, государство должно оказывать благотворительную помощь нуждающимся" — И. Кант;
✓ "Противоречие между человеческой субъективностью и объективностью вызывает помешательство" — Г.В.Ф. Гегель;
✓ "Высокая заболеваемость, детская безнадзорность, несчастные случаи на производстве вызваны нищенским положением трудящихся" — Ф. Энгельс;
✓ "Сущность и характер человека неизменны и не могут быть исправлены" — А. Шопенгауэр;
✓ "Исправление человека противоестественно и бесполезно; надо стремиться к превосходству, преодолевать болезненные симптомы" — Ф. Ницше.
4. Современные западные философы, идеи которых повлияли на развитие специальной педагогики:
✓ представители экзистенциализма — К. Ясперс, А. Камю, Ж.П. Сартр;
✓ психоаналитики — 3. Фрейд, А. Адлер, КГ. Юнг;
✓ постмодернисты — М. Фуко, Ж. Делез и др. Экзистенциализм:
✓ патологические явления имеют бытийный смысл, избавление от этих явлений — движение к подлинному существованию;
✓ подлинность существования человека, его самоосуществление, которое основывается на согласовании свободы отдельной личности со свободой других, "шифр бытия" осознается на грани жизни и смерти.
Психоаналитика:
✓ невротические симптомы связаны с подавлением бессознательного (под действием репрессивных запретов культуры);
✓ процесс развития ребенка с дефектом направлен на социальную адаптацию и компенсацию комплекса социальной неполноценности.
Постмодернизм:
✓ между безумием и разумом, между нормой и патологией нет границ.
5. Отечественные философы о проблемах специального образования:
✓ "формирование человеческой психики происходит через "специфически человеческую жизнедеятельность", активное присвоение ребенком вещей культуры; идеальное — форма существования исторически сложившейся духовной культуры человечества" — Э.В. Ильенков;
✓ "становление человеческого сознания совершается в общении и деятельности людей" — Ф. Т. Михайлов;
✓ "ребенок, отягощенный недостатком, — объект дефектологии, дефект дает импульс к выработке социальной компенсации; в развитии аномального ребенка сочетаются общие и особенные черты"; "общность социальных целей и задач общей и специальной школ" — JI. С. Выготский.
6. Ведущие направления построения новой парадигмы специальной педагогики:
✓ гуманизация;
✓ фундаментализация;
✓ интеграция. Гуманизация:
цель специального образования:
✓ сделать полноценным и достойным существование человека с ограниченными возможностями;
включение в социальные отношения;
✓ поддержка становления индивидуальности;
✓ целостность человеческой жизнедеятельности;
✓ концепция непрерывного образования.
Фундаментализация:
✓ переосмысление и уточнение основополагающих положений, проблем, различий нормы и аномалий в человеческом развитии;
✓ философско-категориальный анализ нормы и патологии позволяет установить общие параметры их различения;
✓ отличие аномального развития от нормального имеет качественный и количественный характер.
Интеграция:
✓ выражение интеграции в различных формах совместного обучения и воспитания детей с недостатками развития и их здоровыми сверстниками;
✓ наличие интеграционных тенденций в содержании специального образования, его методах и системе учебных заведений для детей с ограниченными возможностями. Использованные источники:
Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 27—35.