Вопрос 61. Характеристики детей с нарушениями слуха
1. Глухие дети |
2. Позднооглохшие дети |
3. Слабослышащие дети |
1. Глухие дети — с глубоким стойким двусторонним нарушением слуха:
✓ не могут самостоятельно овладеть речью;
✓ без специального образования становятся глухонемыми;
✓ большинство обладает остаточным слухом (восприятие очень громких звуков — силой более 80 дБ в диапазоне до 1000— 2000 Гц);
✓ недостаток слуховых впечатлений обедняет внутренний мир ребенка;
✓ наибольший ущерб развитию приносят создаваемые глухотой препятствия к овладению словесной речью как средством общения и познания окружающего мира;
✓ ограниченные возможности овладения речью негативно влияют на развитие познавательных процессов, эмоционально- волевой сферы и др.;
✓ средство общения со слышащими — естественные жесты, между собой — мимико-жестикуляторная речь (отличается от словесной по своей лексике, грамматике, способам высказывания, значительно беднее словесной, используется в общении с ограниченным кругом людей);
✓ понимание речи опережает формирование возможности собственного высказывания в устной, дактильной или письменной форме;
✓ специальное обучение позволяет овладеть словесной речью, часто расширяет возможности общения со слышащими и способствует развитию личности.
Раннее начало специального обучения ребенка словесной речи
(с использованием и развитием остаточного слуха) способствует меньшему отклонению от нормы психического развития.
Развитие словесной речи в условиях специального обучения имеет особенности:
✓ при овладении фразовой речью — в построении фраз наблюдается аграмматизм (неумение пользоваться грамматическим строем языка);
✓ при усвоении звуко-буквенного состава слов — наблюдается расширение или сужение представлений о значении слов: дети легче овладевают словами, обозначающими конкретные предметы, труднее — обозначающими действия, качества, признаки. Наибольшую трудность вызывают слова с абстрактным и переносным смыслом.
2. Позднооглохшие дети (глухие, сохранившие речь) имеют следующие особенности.
Сохранность их речи зависит:
✓ от возраста ребенка в момент наступления глухоты;
✓ наличия остатков слуха;
✓ умения их использовать;
владения грамотностью к моменту потери слуха;
✓ условий развития;
✓ индивидуальных особенностей;
✓ коррекционно-педагогических воздействий.
Важное значение имеет раннее начало коррекционной работы по сохранению речи и формированию на ее базе навыков восприятия устной речи окружающих. При этом играют особую роль:
✓ зрительное восприятие (чтение с лица);
✓ параллельное обучение чтению.
Осторожное использование сохранившихся слуховых ощущений — в зависимости от медицинских показаний.
Одно из основных условий полноценного развития — пребывание в говорящей среде.
Необходимо проведение индивидуальных занятий под руководством и контролем специалистов.
3. Слабослышащие дети:
✓ отклонение от нормы развития психики;
✓ нарушение многих функций и сторон психики, определяющих ход развития личности ребенка.
Неполноценный слух обусловливает речевое недоразвитие, изменяющее ход общего развития, и осложнение социального взаимодействия ребенка.
Развитие речи имеет замедленный поступательный характер и подчинено особым закономерностям.
Нарушения речи:
✓ недостатки произношения;
✓ ограниченный запас слов;
✓ недостаточное усвоение звукового состава слова;
✓ неточное понимание и неправильное употребление слов;
✓ аграмматизм;
✓ ограниченное понимание устной речи;
✓ ограниченное понимание читаемого текста.
Специальное обучение способствует овладению языком и развитию речевого мышления.
Использованные источники:
Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. С. 38—39. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 261-263.