Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 61. Характеристики детей с нарушениями слуха

    Содержание материала

    Вопрос 61. Характеристики детей с нарушениями слуха

    1. Глухие дети

    2. Позднооглохшие дети

    3. Слабослышащие дети


    1. Глухие дети — с глубоким стойким двусторонним нарушением слуха:

    ✓ не могут самостоятельно овладеть речью;

    ✓ без специального образования становятся глухонемыми;

    ✓ большинство обладает остаточным слухом (восприятие очень громких звуков — силой более 80 дБ в диапазоне до 1000— 2000 Гц);

    ✓ недостаток слуховых впечатлений обедняет внутренний мир ребенка;

    ✓ наибольший ущерб развитию приносят создаваемые глухотой препятствия к овладению словесной речью как средством общения и познания окружающего мира;

    ✓ ограниченные возможности овладения речью негативно влияют на развитие познавательных процессов, эмоционально- волевой сферы и др.;

    ✓ средство общения со слышащими — естественные жесты, между собой — мимико-жестикуляторная речь (отличается от словесной по своей лексике, грамматике, способам высказывания, значительно беднее словесной, используется в общении с ограниченным кругом людей);

    ✓ понимание речи опережает формирование возможности собственного высказывания в устной, дактильной или письменной форме;

    ✓ специальное обучение позволяет овладеть словесной речью, часто расширяет возможности общения со слышащими и способствует развитию личности.

    Раннее начало специального обучения ребенка словесной речи

    (с использованием и развитием остаточного слуха) способствует меньшему отклонению от нормы психического развития.

    Развитие словесной речи в условиях специального обучения имеет особенности:

    ✓ при овладении фразовой речью — в построении фраз наблюдается аграмматизм (неумение пользоваться грамматическим строем языка);

    ✓ при усвоении звуко-буквенного состава слов — наблюдается расширение или сужение представлений о значении слов: дети легче овладевают словами, обозначающими конкретные предметы, труднее — обозначающими действия, качества, признаки. Наибольшую трудность вызывают слова с абстрактным и переносным смыслом.

    2.  Позднооглохшие дети (глухие, сохранившие речь) имеют следующие особенности.

    Сохранность их речи зависит:

    ✓ от возраста ребенка в момент наступления глухоты;

    ✓ наличия остатков слуха;

    ✓ умения их использовать;

    владения грамотностью к моменту потери слуха;

    ✓ условий развития;

    ✓ индивидуальных особенностей;

    ✓ коррекционно-педагогических воздействий.

    Важное значение имеет раннее начало коррекционной работы по сохранению речи и формированию на ее базе навыков восприятия устной речи окружающих. При этом играют особую роль:

    ✓ зрительное восприятие (чтение с лица);

    ✓ параллельное обучение чтению.

    Осторожное использование сохранившихся слуховых ощущений — в зависимости от медицинских показаний.

    Одно из основных условий полноценного развития — пребывание в говорящей среде.

    Необходимо проведение индивидуальных занятий под руководством и контролем специалистов.

    3.  Слабослышащие дети:

    ✓ отклонение от нормы развития психики;

    ✓ нарушение многих функций и сторон психики, определяющих ход развития личности ребенка.

    Неполноценный слух обусловливает речевое недоразвитие, изменяющее ход общего развития, и осложнение социального взаимодействия ребенка.

    Развитие речи имеет замедленный поступательный характер и подчинено особым закономерностям.

    Нарушения речи:

    ✓ недостатки произношения;

    ✓ ограниченный запас слов;

    недостаточное усвоение звукового состава слова;

    неточное понимание и неправильное употребление слов;

    аграмматизм;

    ограниченное понимание устной речи;

    ограниченное понимание читаемого текста.

    Специальное обучение способствует овладению языком и развитию речевого мышления.

    Использованные источники:

    Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. С. 38—39. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 261-263.


    Please publish modules in offcanvas position.