Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 62. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями слуха

    Содержание материала

    Вопрос 62. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями слуха

    1. Содержание коррекционно- педагогической работы

    2. Воспитание и обучение в условиях специальных учреждений и групп

    3. Воспитание и обучение в условиях семьи под руководством специалиста

    4. Интегрированное воспитание и обучение


    1. Программы воспитания и обучения глухих и слабослышащих дошкольников направлены на формирование психических новообразований, присущих каждому периоду дошкольного детства, в процессе развития детских видов деятельности.

    Коррекционно-педагогическая работа ведется в следующих направлениях:

    ✓ физическое воспитание детей — коррекция отклонений в моторном развитии, развитие ориентировки в пространстве;

    ✓ формирование игровой деятельности — обучение игре способствует социальному развитию, нравственному и умственному воспитанию, особое значение придается овладению игровым замещением;

    ✓ изобразительная и конструктивная деятельность — сенсорное воспитание (развитие различных видов восприятия — зрительного, тактильно-двигательного, двигательного);

    трудовое воспитание;

    ✓ ознакомление с окружающим миром — преодоление свойственной детям с нарушенным слухом бедности и фрагментарности представлений об окружающем;

    развитие речи. Ведущий раздел:

    •   развитие языковой способности;

    •   накопление словаря и работа над значением слова;

    . формирование разных форм речи (устной, письменной, дак- тильной);

    •   отработка различных видов речевой деятельности;

    •   проведение элементарных языковых наблюдений;

    ✓ развитие остаточного слуха и обучение произношению:

    •   обучение восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний;

    •   создание и совершенствование слухозрительной основы восприятия устной речи;

    •   формирование навыков речевой коммуникации;

    ✓ развитие обучения произношению:

    •   создание потребности в устном общении;

    •   формирование приближенной к естественному звучанию устной речи;

    •   широкое использование различной звукоусиливающей аппаратуры;

    ✓ формирование элементарных математических представлений:

    ✓ музыкальное воспитание:

    •   формирование восприятия музыки;

    •   вокально-интонационное развитие голоса;

    •   развитие ритма движений и речи;

    •   развитие слухового восприятия музыки;

    •   развитие динамического, ритмического, тембрового слуха.

    2. В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) глухие и слабослышащие дети раннего и дошкольного возраста могут воспитываться и обучаться в следующих образовательных учреждениях:

    специальных детских садах для глухих и (или) слабослышащих

    детей;

    ✓ детских садах комбинированного вида;

    ✓ дошкольных группах, отделениях в специальных коррекцион- ных общеобразовательных школах, школах-интернатах для глухих или для слабослышащих и позднооглохших детей (рассчитаны на обеспечение развития и подготовку к школе);

    ✓ образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Начальная школа — детский сад" компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих де-

    тей и образовательное учреждение для детей дошкольного и школьного возраста "Школа — детский сад" для глухих или для слабослышащих детей.

    В детских садах комбинированного вида наряду с группами для слышащих детей организуются компенсирующие группы для детей с нарушениями слуха. Принимаются глухие и слабослышащие дети с 1,5—2 лет. Продолжительность обучения и воспитания — 4—5 лет. Режим круглосуточного пребывания, но родители могут забирать детей ежедневно.

    В структуре образовательных учреждений "Начальная школа — детский сад" и "Школа — детский сад" компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих детей могут быть группы для детей преддошкольного и дошкольного возраста, а также или только начальные классы, или все классы (с 1-го по 10— 12-й кл.) школы для слабослышащих или для глухих детей. Здесь реализуются две образовательные программы: дошкольного образования и школьного образования для глухих или для слабослышащих и позднооглохших детей.

    Деятельность указанных выше образовательных учреждений для дошкольников с нарушенным слухом направлена на удовлетворение их особых образовательных потребностей, как специфических, так и общих.

    Работа по обучению детей грамоте (чтению и письму печатными буквами) начинается с 2-летнего возраста.

    Большинство специальных дошкольных учреждений интернатного типа.

    Негативные стороны:

    ✓ изолированность от семьи;

    ✓ неразвитая языковая среда;

    ✓ невозможность комплектования групп детьми примерно с равным слухо-речевым уровнем развития (дети со средней и легкой тугоухостью совместно с еще не говорящими детьми).

    3. В условиях семьи коррекционная работа с ребенком, имеющим нарушение слуха, ведется в основном родителями под руководством сурдопедагога.

    Дети, воспитывающиеся дома, могут получать квалифицированную коррекционную помощь:

    ✓ в учреждениях здравоохранения по месту жительства;

    ✓ группах кратковременного пребывания;

    ✓ центрах реабилитации слуха и речи.

    Основное содержание работы в этих учреждениях — развитие речи ребенка, его остаточного слуха и формирование произносительных навыков.

    Специалисты:

    ✓ проводят коррекционные занятия с детьми;

    ✓ обучают родителей сотрудничеству с ребенком, приемам и методам его воспитания в семье;

    ✓ оказывают психотерапевтическую помощь.

    Занятия проводятся при обязательном присутствии родителей. Центры реабилитации слуха и речи (инновационное учреждение):

    ✓ диагностика нарушений слуха;

    ✓ медико-психолого-педагогическое изучение детей;

    ✓ оказание медицинской помощи;

    ✓ индивидуальное слухопротезирование.

    Используется верботональная методика.

    4. Дошкольные учреждения комбинированного вида в современных условиях развития представляют собой реальную модель интегрированного (совместно со слышащими) воспитания и обучения (например ДОУ № 1365 и 1413 г. Москвы).

    Формы интеграции:

    временная (все воспитанники специальной группы объединяются со слышащими детьми 1—2 раза в месяц для проведения мероприятий воспитательного характера);

    частичная (дети с нарушением слуха пребывают в группе со слышащими часть дня);

    комбинированная (дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующем возрастной норме или близким к ней, по 1—2 чел. наравне со слышащими воспитываются в массовых группах при поддержке учителя-дефектолога специальной группы).

    Использованные источники:

    Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. С. 104-122.


    Please publish modules in offcanvas position.