Вопрос 62. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями слуха
1. Содержание коррекционно- педагогической работы |
2. Воспитание и обучение в условиях специальных учреждений и групп |
3. Воспитание и обучение в условиях семьи под руководством специалиста |
4. Интегрированное воспитание и обучение |
1. Программы воспитания и обучения глухих и слабослышащих дошкольников направлены на формирование психических новообразований, присущих каждому периоду дошкольного детства, в процессе развития детских видов деятельности.
Коррекционно-педагогическая работа ведется в следующих направлениях:
✓ физическое воспитание детей — коррекция отклонений в моторном развитии, развитие ориентировки в пространстве;
✓ формирование игровой деятельности — обучение игре способствует социальному развитию, нравственному и умственному воспитанию, особое значение придается овладению игровым замещением;
✓ изобразительная и конструктивная деятельность — сенсорное воспитание (развитие различных видов восприятия — зрительного, тактильно-двигательного, двигательного);
✓ трудовое воспитание;
✓ ознакомление с окружающим миром — преодоление свойственной детям с нарушенным слухом бедности и фрагментарности представлений об окружающем;
✓ развитие речи. Ведущий раздел:
• развитие языковой способности;
• накопление словаря и работа над значением слова;
. формирование разных форм речи (устной, письменной, дак- тильной);
• отработка различных видов речевой деятельности;
• проведение элементарных языковых наблюдений;
✓ развитие остаточного слуха и обучение произношению:
• обучение восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний;
• создание и совершенствование слухозрительной основы восприятия устной речи;
• формирование навыков речевой коммуникации;
✓ развитие обучения произношению:
• создание потребности в устном общении;
• формирование приближенной к естественному звучанию устной речи;
• широкое использование различной звукоусиливающей аппаратуры;
✓ формирование элементарных математических представлений:
✓ музыкальное воспитание:
• формирование восприятия музыки;
• вокально-интонационное развитие голоса;
• развитие ритма движений и речи;
• развитие слухового восприятия музыки;
• развитие динамического, ритмического, тембрового слуха.
2. В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) глухие и слабослышащие дети раннего и дошкольного возраста могут воспитываться и обучаться в следующих образовательных учреждениях:
✓ специальных детских садах для глухих и (или) слабослышащих
детей;
✓ детских садах комбинированного вида;
✓ дошкольных группах, отделениях в специальных коррекцион- ных общеобразовательных школах, школах-интернатах для глухих или для слабослышащих и позднооглохших детей (рассчитаны на обеспечение развития и подготовку к школе);
✓ образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Начальная школа — детский сад" компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих де-
тей и образовательное учреждение для детей дошкольного и школьного возраста "Школа — детский сад" для глухих или для слабослышащих детей.
В детских садах комбинированного вида наряду с группами для слышащих детей организуются компенсирующие группы для детей с нарушениями слуха. Принимаются глухие и слабослышащие дети с 1,5—2 лет. Продолжительность обучения и воспитания — 4—5 лет. Режим круглосуточного пребывания, но родители могут забирать детей ежедневно.
В структуре образовательных учреждений "Начальная школа — детский сад" и "Школа — детский сад" компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих детей могут быть группы для детей преддошкольного и дошкольного возраста, а также или только начальные классы, или все классы (с 1-го по 10— 12-й кл.) школы для слабослышащих или для глухих детей. Здесь реализуются две образовательные программы: дошкольного образования и школьного образования для глухих или для слабослышащих и позднооглохших детей.
Деятельность указанных выше образовательных учреждений для дошкольников с нарушенным слухом направлена на удовлетворение их особых образовательных потребностей, как специфических, так и общих.
Работа по обучению детей грамоте (чтению и письму печатными буквами) начинается с 2-летнего возраста.
Большинство специальных дошкольных учреждений интернатного типа.
Негативные стороны:
✓ изолированность от семьи;
✓ неразвитая языковая среда;
✓ невозможность комплектования групп детьми примерно с равным слухо-речевым уровнем развития (дети со средней и легкой тугоухостью совместно с еще не говорящими детьми).
3. В условиях семьи коррекционная работа с ребенком, имеющим нарушение слуха, ведется в основном родителями под руководством сурдопедагога.
Дети, воспитывающиеся дома, могут получать квалифицированную коррекционную помощь:
✓ в учреждениях здравоохранения по месту жительства;
✓ группах кратковременного пребывания;
✓ центрах реабилитации слуха и речи.
Основное содержание работы в этих учреждениях — развитие речи ребенка, его остаточного слуха и формирование произносительных навыков.
Специалисты:
✓ проводят коррекционные занятия с детьми;
✓ обучают родителей сотрудничеству с ребенком, приемам и методам его воспитания в семье;
✓ оказывают психотерапевтическую помощь.
Занятия проводятся при обязательном присутствии родителей. Центры реабилитации слуха и речи (инновационное учреждение):
✓ диагностика нарушений слуха;
✓ медико-психолого-педагогическое изучение детей;
✓ оказание медицинской помощи;
✓ индивидуальное слухопротезирование.
Используется верботональная методика.
4. Дошкольные учреждения комбинированного вида в современных условиях развития представляют собой реальную модель интегрированного (совместно со слышащими) воспитания и обучения (например ДОУ № 1365 и 1413 г. Москвы).
Формы интеграции:
✓ временная (все воспитанники специальной группы объединяются со слышащими детьми 1—2 раза в месяц для проведения мероприятий воспитательного характера);
✓ частичная (дети с нарушением слуха пребывают в группе со слышащими часть дня);
✓ комбинированная (дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующем возрастной норме или близким к ней, по 1—2 чел. наравне со слышащими воспитываются в массовых группах при поддержке учителя-дефектолога специальной группы).
Использованные источники:
Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. С. 104-122.