Вопрос 63. Обучение школьников с частичным нарушением слуха
1. Обучение школьников в специальных школах |
2. Обучение слабослышащих в массовой школе |
1. Школьники с частичным нарушением слуха — слабослышащие и позднооглохшие дети — обучаются в специсшьных школах II вида. Цензовый уровень общеобразовательной подготовки выпускников специальной школы II вида отвечает нормативным требованиям государственного общеобразовательного стандарта. Педагогический процесс, основа которого — коррекционно- развиваюший принцип обучения, имеет особую содержательную и методическую направленность.
Своеобразие содержания специального образования детей с частичным нарушением слуха обусловлено педагогически адаптированной к особым образовательным потребностям данной категории учащихся системой знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности. Образование слабослышащих детей строится на полисенсорной основе, которая обеспечивается системой специальных занятий:
✓ формирование навыков чтения с губ;
✓ овладение техникой речи (формирование двигательной, кинетической базы речи в единстве с развитием оптико-акустических речевых представлений);
✓ использование и развитие остаточного слуха.
Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную JI.C. Выготским, Б.Г. Ананьевым, СЛ. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, J1.A. Венгером и др.:
✓ ощущения и восприятия представляют собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей ;
✓ развивать анализаторы ребенка — значит обучать его перцептивным действиям;
✓ с помощью перцептивных действий ребенок воспринимает в предмете новые качества и свойства;
✓ задача сенсорного воспитания — своевременно обучить ребенка этим действиям.
Обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных операций.
Обучение языку построено таким образом, чтобы преодолеть имеющиеся отклонения, вызванные дефектом слуха:
✓ накопление словаря;
✓ уточнение звукового состава речи;
✓ усвоение грамматической системы языка;
✓ овладение разными видами и формами речевой деятельности.
Письмо и чтение — основное средство овладения языком в процессе специального обучения слабослышащих. Важная роль в этом процессе отводится средствам наглядности, применение которых должно решать прежде всего задачи, связанные с освоением содержания учебного материала, а не только с его иллюстрированием.
Развитию представлений и понятий (от конкретных до абстрактных и переносных) способствуют такие наглядно-образные средства и приемы, как инсценировка, драматизация, пантомима и др.
2. Даже незначительная степень понижения слуха может служить препятствием к усвоению чтения и письма в обычных условиях обучения. Слабослышащему ребенку, обучающемуся в массовой школе, должна быть предоставлена педагогическая помощь специалиста-сурдопедагога, поскольку такие дети испытывают затруднения:
✓ в процессе усвоения чтения и письма;
✓ при написании диктанта и выполнении самостоятельных письменных работ;
✓ в понимании объяснений учителя;
✓ при чтении учебного и художественного текста (из-за его недостаточного понимания).
У слабослышащих детей наблюдаются характерные ошибки в письменных работах:
✓ смешение сходных по звучанию и месту образования звуков;
✓ отсутствие смягчений;
✓ пропуски согласных при сложных стечениях;
✓ пропуски безударных частей слова. Использованные источники:
Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 260-268.