Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 64. Специальное образование глухих

    Содержание материала

    Вопрос 64. Специальное образование глухих

    1. Современные системы обучения глухих

    2. Билингвистический подход

    3. Система обучения глухих на основе словесной оечи


    1.  В современной сурдопедагогике, как отечественной, так и зарубежной, применяются две системы обучения глухих:

    ✓ на основе билингвистического подхода;

    ✓ на основе словесной речи. Перед отечественной сурдопедагогикой в настоящее время стоит проблема разработки новой концепции специального образования детей с недостатками слуха, основанной (по определению А.А. Комаровой) на множественности подходов, на сотрудничестве и взаимообогащении всех существующих направлений в обучении и воспитании.

    2.  Билингвистический подход основан на билингвизме (лат. Ы — два + lingua — язык) — двуязычии, одновременном пользовании двумя языками.

    Сущность билингвистического подхода заключается в том, что равноправными и равноценными средствами специального образовательного процесса являются:

    ✓ словесная речь;

    ✓ жестовая речь. Жестовая речь — способ межличностного общения людей, лишенных слуха, посредством системы жестов. Лексические и грамматические закономерности жестовой речи обусловлены своеобразием ее основной семантической единицы — жеста, а также его функциональным назначением. Использование жестовой речи в обучении глухих способствует:

    ✓ устранению коммуникативных барьеров между педагогами и учащимися;

    ✓ созданию доверительных отношений между детьми и взрослыми;

    ✓ эмоциональной окрашенности учебно-воспитательного процесса; увеличению объема учебной информации;

    ✓ ускорению ее передачи;

    ✓ восприятию учащимися;

    ✓ усвоению программы общеобразовательной школы в полном объеме.

    Билингвистическая система обучения глухих функционирует во многих странах: Скандинавии, Великобритании, Швейцарии, Канаде, США и др.

    В России только одна билингвистическая школа — Московская билингвистическая гимназия, научным руководителем которой является проф. Г.Л. Зайцева.

    При использовании билингвистической системы необходимо решить следующие задачи:

    ✓ найти оптимальное соотношение жестового и словесного языка в учебном процессе;

    ✓ разработать дидактические основы учебного процесса на базе жестового языка;

    ✓ создать новую систему подготовки сурдопедагогов для обучения глухих в условиях билингвистической педагогической системы;

    ✓ разработать дидактические и методические подходы билингви- стического обучения глухих детей разного возраста.

    3. Коммуникационная система обучения глухих на основе словесной речи была разработана в 50-х гг. XX в. советскими учеными-сурдопедагогами под руководством проф. С.А. Зыкова.

    Ее основные принципы:

    ✓ потребность в общении возникает и развивается в связи с широким использованием различных видов педагогически организованной деятельности;

    ✓ в целях активизации речевого общения эффективна дактшчь- ная речь (своеобразный вид словесной речи, когда каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальцев руки) в сочетании с устной и письменной.

    Л.П. Носкова обосновала структурно-семантический принцип

    специального изучения языка, в основе которого — использование предложения как материала для системного овладения языком.

    В соответствии с генетическим принципом сурдопедагог соотносит речевые достижения глухого ребенка с нормой в целях языковой компенсации и программирования. Деятельностный принцип отражает предметно-практическую деятельность учащихся, в процессе которой словесная речь и освоение языка становятся потребностью.

    При работе с глухими учащимися по системе их обучения на основе словесной речи происходит практическое овладение языком с последующим изучением языковых явлений и закономерностей.

    Предметно-практическая деятельность учащихся — база:

    для формирования у них понятий;

    ✓ развития речи как средства коммуникации;

    ✓ воспитания у детей активности, самостоятельности, умения планировать свою деятельность.

    Развитие технических возможностей слухопротезирования (в связи с изобретением транзистора) значительно повысило эффективность обучения глухих детей на основе словесной речи и максимальной опоры на остаточный слух.

    С конца 50-х гг. после Манчестерского международного конгресса по проблемам образовательных средств для глухих в западноевропейских странах и в США стала постепенно развиваться система ранней диагностики и ранней педагогической помощи, которая включала и раннее слухопротезирование детей.

    Доктор П. Губерина (г. Загреб, Хорватия) разработал вербото- нальную методику обучения неслышащих для развития их слухового восприятия и речи (оригинальная педагогическая технология, применение сурдотехнических достижений).

    Проблемы раннего слухоречевого развития активно разрабатывали в НИИ дефектологии Э.И. Леонгард, Ф.Ф. Pay, Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская, Т.А. Власова, Е.П. Кузьмичева и др. Использованные источники:

    Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. С. 399. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 267-275. Словарь практического психолога. С. 572.


    Please publish modules in offcanvas position.