Вопрос 64. Специальное образование глухих
1. Современные системы обучения глухих |
2. Билингвистический подход |
3. Система обучения глухих на основе словесной оечи |
1. В современной сурдопедагогике, как отечественной, так и зарубежной, применяются две системы обучения глухих:
✓ на основе билингвистического подхода;
✓ на основе словесной речи. Перед отечественной сурдопедагогикой в настоящее время стоит проблема разработки новой концепции специального образования детей с недостатками слуха, основанной (по определению А.А. Комаровой) на множественности подходов, на сотрудничестве и взаимообогащении всех существующих направлений в обучении и воспитании.
2. Билингвистический подход основан на билингвизме (лат. Ы — два + lingua — язык) — двуязычии, одновременном пользовании двумя языками.
Сущность билингвистического подхода заключается в том, что равноправными и равноценными средствами специального образовательного процесса являются:
✓ словесная речь;
✓ жестовая речь. Жестовая речь — способ межличностного общения людей, лишенных слуха, посредством системы жестов. Лексические и грамматические закономерности жестовой речи обусловлены своеобразием ее основной семантической единицы — жеста, а также его функциональным назначением. Использование жестовой речи в обучении глухих способствует:
✓ устранению коммуникативных барьеров между педагогами и учащимися;
✓ созданию доверительных отношений между детьми и взрослыми;
✓ эмоциональной окрашенности учебно-воспитательного процесса; увеличению объема учебной информации;
✓ ускорению ее передачи;
✓ восприятию учащимися;
✓ усвоению программы общеобразовательной школы в полном объеме.
Билингвистическая система обучения глухих функционирует во многих странах: Скандинавии, Великобритании, Швейцарии, Канаде, США и др.
В России только одна билингвистическая школа — Московская билингвистическая гимназия, научным руководителем которой является проф. Г.Л. Зайцева.
При использовании билингвистической системы необходимо решить следующие задачи:
✓ найти оптимальное соотношение жестового и словесного языка в учебном процессе;
✓ разработать дидактические основы учебного процесса на базе жестового языка;
✓ создать новую систему подготовки сурдопедагогов для обучения глухих в условиях билингвистической педагогической системы;
✓ разработать дидактические и методические подходы билингви- стического обучения глухих детей разного возраста.
3. Коммуникационная система обучения глухих на основе словесной речи была разработана в 50-х гг. XX в. советскими учеными-сурдопедагогами под руководством проф. С.А. Зыкова.
Ее основные принципы:
✓ потребность в общении возникает и развивается в связи с широким использованием различных видов педагогически организованной деятельности;
✓ в целях активизации речевого общения эффективна дактшчь- ная речь (своеобразный вид словесной речи, когда каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальцев руки) в сочетании с устной и письменной.
Л.П. Носкова обосновала структурно-семантический принцип
специального изучения языка, в основе которого — использование предложения как материала для системного овладения языком.
В соответствии с генетическим принципом сурдопедагог соотносит речевые достижения глухого ребенка с нормой в целях языковой компенсации и программирования. Деятельностный принцип отражает предметно-практическую деятельность учащихся, в процессе которой словесная речь и освоение языка становятся потребностью.
При работе с глухими учащимися по системе их обучения на основе словесной речи происходит практическое овладение языком с последующим изучением языковых явлений и закономерностей.
Предметно-практическая деятельность учащихся — база:
для формирования у них понятий;
✓ развития речи как средства коммуникации;
✓ воспитания у детей активности, самостоятельности, умения планировать свою деятельность.
Развитие технических возможностей слухопротезирования (в связи с изобретением транзистора) значительно повысило эффективность обучения глухих детей на основе словесной речи и максимальной опоры на остаточный слух.
С конца 50-х гг. после Манчестерского международного конгресса по проблемам образовательных средств для глухих в западноевропейских странах и в США стала постепенно развиваться система ранней диагностики и ранней педагогической помощи, которая включала и раннее слухопротезирование детей.
Доктор П. Губерина (г. Загреб, Хорватия) разработал вербото- нальную методику обучения неслышащих для развития их слухового восприятия и речи (оригинальная педагогическая технология, применение сурдотехнических достижений).
Проблемы раннего слухоречевого развития активно разрабатывали в НИИ дефектологии Э.И. Леонгард, Ф.Ф. Pay, Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская, Т.А. Власова, Е.П. Кузьмичева и др. Использованные источники:
Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. С. 399. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 267-275. Словарь практического психолога. С. 572.