Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 65. Профессиональное образование и социальная адаптация лиц с нарушенным слухом

    Содержание материала

    Вопрос 65. Профессиональное образование и социальная адаптация лиц с нарушенным слухом

    1. Профессиональное образование

    2. Проблемы социальной ас аптации

    3. Специальные технические средства


    1. Профессиональное образование лица с нарушенным слухом могут получить в системе начального, среднего или высшего профессионального образования в соответствии с медицинскими показаниями.

    Современное развитие рыночных отношений в нашей стране требует от молодых людей более раннего жизненного и профессионального самоопределения, высокой функциональной грамотности.

    Юноши и девушки с нарушенным слухом приобретают различные специальности:

    ✓ на учебно-производственных предприятиях Всероссийского общества глухих;

    ✓ в профессионально-технических училищах, колледжах, вузах;

    ✓ непосредственно на предприятиях, как государственных, так и частных.

    Преобладающими профессиями для лиц с нарушениями слуха остаются инженерно-технические.

    Острой, во многом нерешенной, является сегодня проблема трудоустройства глухих и слабослышащих, особенно в регионах.

    В развитых странах данная категория лиц имеет социальные гарантии качественного профессионального образования и трудоустройства.

    2.  Социальная адаптация — постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса.

    Важный аспект социальной адаптации — принятие индивидом социальной роли.

    Эффективность адаптации существенно зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальный связи. Ограничение возможностей, вызванное нарушением слуха, накладывает свой отпечаток на адаптационный процесс.

    В решении проблем социальной адаптации лиц с нарушенным слухом должны оказывать помощь социальные и социально- педагогические службы.

    3.  Специальные технические средства предназначены для коррекции и компенсации дефектов слуха и обусловленных этими дефектами нарушений речи.

    К специальным техническим средствам для неслышащих относятся:

    средства слухопротезирования и звукоусиливающей аппаратуры,

    ✓ разнообразные технические средства, обеспечивающие передачу информации на зрительной основе:

    •   средства статической и динамической проекции;

    •   видеотехника;

    лазерные диски;

    телекоммуникационные средства; видеотелефоны; пейджинговая связь; телефакс; компьютер и др.

    Компьютер играет особую роль в специальном образовательном процессе, являясь средством компенсации утраченной или нарушенной слуховой функции. Используются и разрабатываются различные компьютерные программы для образования лиц с нарушением слуха.

    Использованные источники:

    Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 275—278. Словарь практического психолога. С. 10.


    Please publish modules in offcanvas position.