Вопрос 65. Профессиональное образование и социальная адаптация лиц с нарушенным слухом
1. Профессиональное образование |
2. Проблемы социальной ас аптации |
3. Специальные технические средства |
1. Профессиональное образование лица с нарушенным слухом могут получить в системе начального, среднего или высшего профессионального образования в соответствии с медицинскими показаниями.
Современное развитие рыночных отношений в нашей стране требует от молодых людей более раннего жизненного и профессионального самоопределения, высокой функциональной грамотности.
Юноши и девушки с нарушенным слухом приобретают различные специальности:
✓ на учебно-производственных предприятиях Всероссийского общества глухих;
✓ в профессионально-технических училищах, колледжах, вузах;
✓ непосредственно на предприятиях, как государственных, так и частных.
Преобладающими профессиями для лиц с нарушениями слуха остаются инженерно-технические.
Острой, во многом нерешенной, является сегодня проблема трудоустройства глухих и слабослышащих, особенно в регионах.
В развитых странах данная категория лиц имеет социальные гарантии качественного профессионального образования и трудоустройства.
2. Социальная адаптация — постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса.
Важный аспект социальной адаптации — принятие индивидом социальной роли.
Эффективность адаптации существенно зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальный связи. Ограничение возможностей, вызванное нарушением слуха, накладывает свой отпечаток на адаптационный процесс.
В решении проблем социальной адаптации лиц с нарушенным слухом должны оказывать помощь социальные и социально- педагогические службы.
3. Специальные технические средства предназначены для коррекции и компенсации дефектов слуха и обусловленных этими дефектами нарушений речи.
К специальным техническим средствам для неслышащих относятся:
✓ средства слухопротезирования и звукоусиливающей аппаратуры,
✓ разнообразные технические средства, обеспечивающие передачу информации на зрительной основе:
• средства статической и динамической проекции;
• видеотехника;
лазерные диски;
телекоммуникационные средства; видеотелефоны; пейджинговая связь; телефакс; компьютер и др.
Компьютер играет особую роль в специальном образовательном процессе, являясь средством компенсации утраченной или нарушенной слуховой функции. Используются и разрабатываются различные компьютерные программы для образования лиц с нарушением слуха.
Использованные источники:
Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 275—278. Словарь практического психолога. С. 10.