Вопрос 67. Краткие сведения из истории тифлопедагогики
1. Становление обучения слепых за рубежом |
2. Развитие отечественной тифлопедагогики |
1. Основоположником тифлопедагогики является французский педагог В. Гаюи, который в 1784 г. организовал первое учебное заведение для слепых (Париж).
На рубеже XVIII—XIX вв. школы для слепых были созданы в Австрии, Великобритании, Германии, США. Дети с нарушениями зрения обучались письму, чтению, счету, примитивным ремеслам и музыке.
Выдающийся французский тифлопедагог Луи Брайль (1809—1852) разработал в 1829 г. рельефный шрифт для слепых, широко используемый во всем мире.
Брайль был талантливым музыкантом, преподавал музыку слепым. В 3-летнем возрасте он потерял зрение, воспитывался в Парижском национальном институте слепых, где впоследствии обучал детей с нарушениями зрения.
Кроме букв и цифр, Брайль на основе тех же принципов разработал нотопись.
Первой книгой, изданной по системе Брайля, была "История Франции" (1837). Учебник арифметики для слепых появился в 1838 г.
Из многочисленных рельефных и рельефно-точечных алфавитов, создававшихся для незрячих (Д. Галл, Т. Лукас, В. Мун, И. Барбье и др.), шрифт Л. Брайля оказался наиболее рациональным для письма и чтения, обозначения цифровых и нотных знаков.
Ныне он является основным кодом для слепых при использовании компьютерной техники. Во многих зарубежных странах на его базе создается скоропись, так как по сравнению с письмом и чтением зрячих письмо и чтение по Брайлю более замедленны.
2. Первая российская школа для слепых была открыта в Петербурге в 1807 г. французским тифлопедагогом В. Гаюи, приглашенным в Россию Александром I.
Развитие тифлопедагогики и системы образования слепых связано с именами К.К. Грота и А.И. Скребицкого.
Воспитанники школ для слепых получали образование в объеме 3—4 классов и ремесленную подготовку. Обучением было охвачено 4—5% слепых детей.
В СССР воспитание и обучение детей с глубокими нарушениями зрения были включены в общегосударственную систему народного образования.
В 1928 г. появились первые специальные школьные программы для слепых.
Большой вклад в развитие отечественной тифлопедагогики и тифлопсихологии внесли М.И. Земцова, Б. И. Коваленко,
A. С. Ганджий, И.Г. Крачковская, Л.И. Солнцева, А.Г. Литвак,
B. П. Ермаков, А. Б. Гордин, Р. С. Муратов, И. С. Моргулис. Использованные источники:
Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. С. 111—112. Т. 2.
C. 437.
Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 280—281.