Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 67. Краткие сведения из истории тифлопедагогики

    Содержание материала

    Вопрос 67. Краткие сведения из истории тифлопедагогики

    1. Становление обучения слепых за рубежом

    2. Развитие отечественной тифлопедагогики


    1. Основоположником тифлопедагогики является французский педагог В. Гаюи, который в 1784 г. организовал первое учебное заведение для слепых (Париж).

    На рубеже XVIII—XIX вв. школы для слепых были созданы в Австрии, Великобритании, Германии, США. Дети с нарушениями зрения обучались письму, чтению, счету, примитивным ремеслам и музыке.

    Выдающийся французский тифлопедагог Луи Брайль (1809—1852) разработал в 1829 г. рельефный шрифт для слепых, широко используемый во всем мире.

    Брайль был талантливым музыкантом, преподавал музыку слепым. В 3-летнем возрасте он потерял зрение, воспитывался в Парижском национальном институте слепых, где впоследствии обучал детей с нарушениями зрения.

    Кроме букв и цифр, Брайль на основе тех же принципов разработал нотопись.

    Первой книгой, изданной по системе Брайля, была "История Франции" (1837). Учебник арифметики для слепых появился в 1838 г.

    Из многочисленных рельефных и рельефно-точечных алфавитов, создававшихся для незрячих (Д. Галл, Т. Лукас, В. Мун, И. Барбье и др.), шрифт Л. Брайля оказался наиболее рациональным для письма и чтения, обозначения цифровых и нотных знаков.

    Ныне он является основным кодом для слепых при использовании компьютерной техники. Во многих зарубежных странах на его базе создается скоропись, так как по сравнению с письмом и чтением зрячих письмо и чтение по Брайлю более замедленны.

    2. Первая российская школа для слепых была открыта в Петербурге в 1807 г. французским тифлопедагогом В. Гаюи, приглашенным в Россию Александром I.

    Развитие тифлопедагогики и системы образования слепых связано с именами К.К. Грота и А.И. Скребицкого.

    Воспитанники школ для слепых получали образование в объеме 3—4 классов и ремесленную подготовку. Обучением было охвачено 4—5% слепых детей.

    В СССР воспитание и обучение детей с глубокими нарушениями зрения были включены в общегосударственную систему народного образования.

    В 1928 г. появились первые специальные школьные программы для слепых.

    Большой вклад в развитие отечественной тифлопедагогики и тифлопсихологии внесли М.И. Земцова, Б. И. Коваленко,

    A. С. Ганджий, И.Г. Крачковская, Л.И. Солнцева, А.Г. Литвак,

    B.    П. Ермаков, А. Б. Гордин, Р. С. Муратов, И. С. Моргулис. Использованные источники:

    Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. С. 111—112. Т. 2.

    C. 437.

    Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 280—281.


    Please publish modules in offcanvas position.