Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 68. Нарушения зрения и их компенсация

    Содержание материала

    Вопрос 68. Нарушения зрения и их компенсация

    1. Слепота

    2. Слабовидение

    3. Компенсация слепоты и слабовидения


    1. Слепота (по определению Л.И. Плакшиной) — наиболее резко выраженная степень утраты зрения, когда невозможно или сильно ограничено зрительное восприятие окружающего мира вследствие глубокой потери остроты центрального зрения, или сужения поля зрения, или нарушения других зрительных функций.

    Раннее наступление слепоты оказывает особенно неблагоприятное воздействие на психофизическое развитие детей.

    По степени сохранности остаточного зрения различают:

    абсолютную (тотальную) слепоту — полностью на оба глаза выключены зрительные ощущения;

    практическую слепоту — наблюдается остаточное зрение, при котором сохраняется светоощушение или форменное видение.

    Остаточное зрение характеризуется:

    ✓ неравнозначностью взаимодействия различных зрительных функций и несоответствием их параметров;

    ✓ неустойчивостью зрительных возможностей и снижением скорости и качества переработки информации;

    ✓ наступлением быстрого утомления из-за снижения функциональных возможностей зрения.

    Слепота у детей бывает врожденной и приобретенной. Причины врожденной слепоты:

    ✓ повреждения плода в период внутриутробного развития;

    ✓ заболевания плода.

    Причины приобретенной слепоты:

    ✓ заболевания органов зрения;

    ✓ заболевания центральной нервной системы (менингит, опухоль мозга, менингоэнцефалит);

    ✓ осложнения после общих заболеваний организма (корь, грипп, скарлатина);

    ✓ травматические повреждения мозга или глаз. Нарушения зрительного анализатора делятся:

    ✓ на прогрессирующие (постепенное ухудшение зрительных функций под влиянием патологического процесса);

    ✓ непрогрессирующие (врожденные пороки зрительного анализатора: астигматизм — недостаток преломляющей способности глаза; катаракта — помутнение хрусталика).

    Категории детей с нарушениями зрения:

    ✓ слепорожденные;

    ✓ рано ослепшие;

    ✓ лишившиеся зрения после 3 лет жизни.

    Последствия слепоты:

    ✓ ограниченность двигательной сферы;

    ✓ неполнота содержания социального опыта;

    ✓ своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта;

    ✓ возникновение трудностей в игровой, учебной и профессиональной деятельности;

    ✓ неуверенность, пассивность, склонность к самоизоляции; повышенная возбудимость, раздражительность, агрессивность и др. Ослепшие дети обладают частично сохранившейся зрительной памятью, которую необходимо развивать.

    2. Слабовидение — это значительное снижение остроты зрения.

    Причины — глазные болезни на фоне общего заболевания организма, чаше всего миопия (близорукость), гиперметропия (дальнозоркость), астигматизм и др.

    Дефекты зрения при слабовццении делятся:

    ✓ на прогрессирующие;

    ✓ стационарные (непрогрессирующие).

    Зрительное восприятие при слабовццении характеризуется:

    ✓ неточностью;

    ✓ фрагментарностью;

    ✓ замедленностью.

    Слабовидение, в отличие от остаточного зрения, дает больше возможностей для использования зрительного анализатора как ведущего в познании мира.

    Косоглазие проявляется в нарушении бинокулярного зрения.

    Бывает односторонним и двусторонним.

    Причины:

    ✓ нарушения рефракции (преломляющей способности глаз);

    ✓ расстройства аккомодации (приспособления глаза к рассматриванию предметов на разных расстояниях);

    ✓ конвергенции (сведение осей глаз для видения предметов на близком расстоянии).

    Амблиопия — формы поражения зрения, не имеющие видимой анатомической или рефракционной основы; наиболее частая причина — косоглазие.

    3. Компенсация слепоты (по Л.И. Солнцевой) — это целостное психическое образование (система сенсорных, моторных, интеллектуальных компонентов), которое обеспечивает адекватное и активное отражение внешнего мира и создает возможность овладения различными видами деятельности на каждом возрастном этапе.

    Коррекционно-компенсирующая направленность специального образования детей с нарушениями зрения способствует их полноценному развитию и социальной адаптации. В результате систематического общения с действительностью, как отмечает Л.И. Плаксина, у ребенка формируются компенсаторные навыки пространственной ориентации, обеспечивающие ему адекватные действия. Чувственный уровень представлений о звучащем мире у детей с дефектами зрения близок к уровню нормально видящих детей.

    Особое значение для слепых и слабовидящих имеют осязание, слуховое восприятие, речь:

    ✓ ведущий фактор компенсаторного развития незрячего — осязание, так как посредством осязания происходит познание слепым ребенком окружающего мира, получение информации о форме, структуре, поверхности, температурных признаках предметов и их пространственном положении;

    ✓ с помощью слухового восприятия ребенок с нарушением зрения получает разнообразные сведения о предметах, их свойствах, их движении в пространстве;

    речь, слово взрослого фиксирует приобретенный ребенком сенсорный опыт, обобщает его. Словесные обозначения признаков и свойств предметов способствуют осмысленному их восприятию и различению.

    По Л.С. Выготскому, слепые владеют так называемым шестым чувством (тепловым), которое позволяет незрячим на расстоянии замечать предметы, при помощи осязания различать цвет.

    Сенсорное воспитание создает условия для отражения окружающего мира сначала в наглядно-действенной форме, затем, на последующих этапах, по мере накопления социального и бытового опыта, — в словесно-логической форме.

    Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, который осуществляется в условиях специального образования. Сенсорные эталоны — это обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт. У детей с нарушенным зрением формирование сенсорных эталонов имеет свою специфику. Компенсаторная перестройка, по определению В.П. Ермакова, во многом зависит от сохранности зрения: даже незначительное остаточное зрение важно для ориентации и познавательной деятельности незрячих детей. Использованные источники:

    Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 282—286.

    Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. С. 125-131, 151-154.

    Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. С. 38.


    Please publish modules in offcanvas position.