Вопрос 69. Дошкольное образование детей с нарушенным зрением
1. Домашнее воспитание и обучение |
2. Учреждения дошкольного воспитания |
3. Условия воспитания и обучения дошкольников с нарушениями зрения |
4. Содержание об тения и воспитания детей с нарушением зрения в детском саду |
5. Специальные коррекционные занятия |
5. С енсорное воспитание |
7. Взаимосвязь психолого-педагогической коррекции с лечением зрения |
1. Домашнее воспитание и обучение ребенка с нарушенным зрением имеет свои особенности:
✓ квалифицированная регулярная консультативная помощь специалистов (тифлопедагог, психолог, офтальмолог и др.) — необходимое условие обучения и воспитания слепого или слабовидящего ребенка, пребывающего по месту жительства;
✓ "комментированное" общение взрослого с ребенком: слово фиксирует какой-либо предмет, его свойства, признаки, действия, состояние и т. д., т. е. слово — знаковое обобщение, образ которого закрепляется в памяти с помощью осязания. Словесные обозначения способствуют осмысленному восприятию окружающего мира, отчетливому различению;
✓ оптимальная организация предметно-окружающей среды для сенсорного развития ребенка с нарушенным зрением;
✓ организация разнообразных видов деятельности — общения, игры, движения, труда, рисования, конструирования и др.;
✓ демократический стиль родителей в отношениях с ребенком: прислушиваться к его мнению, уважать его позицию, развивать самостоятельность суждений;
✓ атмосфера любви и взаимного уважения;
✓ гармоническое развитие всех способностей ребенка.
Родители должны обладать определенным уровнем специального педагогического знания, чтобы без ущерба для здоровья и развития ребенка осуществлять домашнее воспитание и обучение.
2. Специальные дошкольные учреждения:
✓ детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для слепых детей;
✓ детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для слабовидящих детей;
✓ детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для детей с косоглазием и амблиопией;
✓ специальные дошкольные учреждения смешанного вида. Цели данных учреждений:
✓ воспитание, лечение, возможное восстановление и развитие нарушенных функций зрения у детей;
✓ подготовка слепых и слабовидящих детей к школьному обучению.
Обучение и воспитание осуществляются по специальной программе, построенной с учетом своеобразия развития детей и особенностей формирования их познавательной деятельности, двигательной сферы и качеств личности. Наполняемость группы.
✓ слепые и слабовидящие дети — 10 чел.;
✓ дети с косоглазием и амблиопией — 10—12 чел. Особенности учебно-воспитательного процесса:
✓ развитие зрительного восприятия;
✓ формирование предметных представлений;
✓ социальная адаптация;
✓ ориентировка в пространстве;
✓ развитие осязания;
✓ развитие слухового восприятия;
✓ лечебная физкультура;
✓ ритмика;
✓ коррекция нарушений речи.
Основные принципы:
✓ широкое применение наглядности, адаптируемой к условиям восприятия (зрительного или осязательного);
✓ использование оптических средств коррекции зрительного восприятия;
✓ проведение специальной работы по ознакомлению с окружающим миром (экскурсии, наблюдения) при регулирующей роли речи как средства компенсации слепоты и слабовидения;
✓ развитие предметно-практических действий на основе поэтапного, пооперационного выполнения заданий (ручной труд, конструирование, лепка, аппликация и др.);
✓ организация преемственности между обучением в детском саду и школах-интернатах для детей с нарушением зрения, между общественным и семейным воспитанием.
Как отмечает Л.И. Плаксина, важное место в педагогическом процессе занимает работа по взаимосвязи коррекционно-воспи- тательной и лечебно-восстановительной деятельности, по развитию и активизации зрения, его охране, укретению общего состояния здоровья.
В ясли-сад принимаются дети с 2 до 7 лет на основе медицинского заключения и психолого-педагогического обследования психолого-медико-педагогической комиссии. Коррекционные занятия проводятся специалистами.
Специальное образование дошкольников с нарушенным зрением осуществляется с учетом требований лечебно-восстановительной работы.
В целях оказания помощи семье в воспитании слепых и слабовидящих детей созданы соответствующие консультативные группы (при дошкольных учреждениях).
3. Для эффективного воспитания и обучения детей с нарушением зрения необходимо:
✓ создать соответствующие условия для зрительного восприятия;
✓ оптимально использовать наглядные пособия;
✓ применять специальные методы обучения и вести коррекци- онно-педагогическую работу с учетом особенностей нарушения зрения каждого ребенка;
✓ подходить к обучению индивидуально, учитывая психофизиологические особенности детей.
Условия для зрительного восприятия:
✓ достаточная освещенность;
✓ удобное размещение детей;
✓ доступное расположение наглядного материала;
✓ регулирование зрительных нагрузок;
✓ организация коррекционных упражнений для зрения.
4. Программы обучения и воспитания обеспечивают всестороннее развитие и подготовку к школе детей с нарушенным зрением. Специальные элементы в содержании образования:
✓ физическое воспитание:
• преодоление недостатков физического развития, возникающих на фоне зрительной патологии: скованность, малоподвижность, неуверенность, боязнь пространства и др.;
• развитие зрительно-двигательных навыков с опорой на полисенсорные взаимосвязи, речь, мышление;
✓ трудовое обучение:
• систематическая работа по формированию навыков самообслуживания;
• поэтапное выполнение действие: сначала — по образцу, затем — по инструкции;
• развитие зрительного анализа и формирование предметных образов и предметно-практических действий;
✓ игра:
• пропедевтические занятия по обучению игре;
• преодоление вербализма и обогащение чувственной основы игры;
• дидактические и творческие игры — важное средство развития зрительного восприятия, формирования полисенсорных взаимосвязей, умственного, нравственного воспитания;
• формирование элементарных математических представлений;
• формирование сенсорных эталонов (геометрические фигуры, меры длины, меры веса и др.) по принципу нарастающей сложности;
• формирование элементарных математических представлений с опорой на практические действия с реальными предметами (или их изображениями);
✓ изобразительная деятельность:
• формирование поэтапного обследования предметов, умения анализировать их основные признаки;
. повтор одной темы на занятиях по лепке, аппликации, рисованию;
• формирование пространственной ориентировки в самом процессе изображения;
• ознакомление с окружающим миром;
• формирование чувственного опыта (с использованием остаточного зрения, полисенсорных взаимосвязей — слухо-двигатель- ных, тактильно-двигательных, осязательных);
. развитие речи в процессе познания окружающего мира;
. расширение и систематизация представлений об обществе, природе; овладение элементарными математическими и эстетическими знаниями;
• основные методы и средства: наблюдения, обследования, экскурсии, дидактические игры, средства наглядности (картинки, игрушки, муляжи и т. п.), слушание грамзаписей и т. п.;
✓ музыкальные занятия:
• воспитание музыкальной восприимчивости;
• формирование музыкальной деятельности — от показа к подражанию — на полифункциопальной основе: речевой, слуховой, музыкально-двигательной;
• использование предметов (ленты, флажки, обручи, мячи и т. п.) в музы ка.| 1ьно-ритмических упражн ениях.
5. Основные направления коррекционно-педагогической работы:
✓ специальные коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия, лечебной физкультуре, ритмике, социальной адаптации, пространственной ориентировке, коррекции речевых нарушений;
✓ организация коррекционных упражнений на различных занятиях (по математике, рисованию, развитию речи, физической культуре, ручному труду и др.), в играх, бытовой деятельности;
✓ для слепых — занятия по развитию осязания и мелкой моторики, слухового восприятия;
✓ для слабовидящих — занятия по обучению использованию зрения и других анализаторов;
✓ значительный объем практических заданий и упражнений;
✓ формирование различительных способностей анализаторов;
✓ овладение эталонами признаков и свойств;
✓ формирование у детей представлений о собственных сенсорных возможностях (программа "Ребенку с нарушением зрения — о нем самом");
✓ занятия по лечебной физкультуре и ритмике для преодоления недостатков двигательной сферы;
✓ взаимосвязь с лечебной и общеобразовательной работой.
6. Сенсорное воспитание — составная часть умственного и физического воспитания ребенка, направленная на развитие его ощущений и восприятий.
Сенсорное развитие включает:
✓ усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений;
✓ овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и объемно воспринимать окружающей мир.
Содержание сенсорного воспитания охватывает широкий объем признаков и свойств предметов: знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве и времени.
Методика сенсорного воспитания предусматривает:
✓ обучение детей обследованию предметов;
✓ формирование представлений о сенсорных эталонах.
Специальные занятия и упражнения способствуют развитию ощущений и восприятий слепых и слабовидящих детей.
Прежде всего следует развивать:
✓ тактильное восприятие;
✓ слуховое восприятие;
✓ восприятие речи.
7. Характер взаимосвязи психолого-педагогической коррекции с лечением зрения проявляется прежде всего в максимальном сближении педагогических и медицинских коррекционных средств, с помощью которых осуществляется преодоление или ослабление нарушений развития детей.
Использованные источники:
Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 286—287. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. С. 131-156.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. С. 103—108.