Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 69. Дошкольное образование детей с нарушенным зрением

    Содержание материала

    Вопрос 69. Дошкольное образование детей с нарушенным зрением

    1. Домашнее воспитание и обучение

    2. Учреждения дошкольного воспитания

    3. Условия воспитания и обучения дошкольников с нарушениями зрения

    4. Содержание об тения и воспитания детей с нарушением зрения в детском саду

    5. Специальные коррекционные занятия

    5. С енсорное воспитание

    7. Взаимосвязь психолого-педагогической коррекции с лечением зрения


    1. Домашнее воспитание и обучение ребенка с нарушенным зрением имеет свои особенности:

    ✓ квалифицированная регулярная консультативная помощь специалистов (тифлопедагог, психолог, офтальмолог и др.) — необходимое условие обучения и воспитания слепого или слабовидящего ребенка, пребывающего по месту жительства;

    ✓ "комментированное" общение взрослого с ребенком: слово фиксирует какой-либо предмет, его свойства, признаки, действия, состояние и т. д., т. е. слово — знаковое обобщение, образ которого закрепляется в памяти с помощью осязания. Словесные обозначения способствуют осмысленному восприятию окружающего мира, отчетливому различению;

    ✓ оптимальная организация предметно-окружающей среды для сенсорного развития ребенка с нарушенным зрением;

    ✓ организация разнообразных видов деятельности — общения, игры, движения, труда, рисования, конструирования и др.;

    ✓ демократический стиль родителей в отношениях с ребенком: прислушиваться к его мнению, уважать его позицию, развивать самостоятельность суждений;

    ✓ атмосфера любви и взаимного уважения;

    ✓ гармоническое развитие всех способностей ребенка.

    Родители должны обладать определенным уровнем специального педагогического знания, чтобы без ущерба для здоровья и развития ребенка осуществлять домашнее воспитание и обучение.

    2. Специальные дошкольные учреждения:

    ✓ детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для слепых детей;

    ✓ детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для слабовидящих детей;

    ✓ детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для детей с косоглазием и амблиопией;

    ✓ специальные дошкольные учреждения смешанного вида. Цели данных учреждений:

    ✓ воспитание, лечение, возможное восстановление и развитие нарушенных функций зрения у детей;

    ✓ подготовка слепых и слабовидящих детей к школьному обучению.

    Обучение и воспитание осуществляются по специальной программе, построенной с учетом своеобразия развития детей и особенностей формирования их познавательной деятельности, двигательной сферы и качеств личности. Наполняемость группы.

    ✓ слепые и слабовидящие дети — 10 чел.;

    ✓ дети с косоглазием и амблиопией — 10—12 чел. Особенности учебно-воспитательного процесса:

    ✓ развитие зрительного восприятия;

    ✓ формирование предметных представлений;

    ✓ социальная адаптация;

    ✓ ориентировка в пространстве;

    ✓ развитие осязания;

    ✓ развитие слухового восприятия;

    ✓ лечебная физкультура;

    ✓ ритмика;

    ✓ коррекция нарушений речи.

    Основные принципы:

    ✓ широкое применение наглядности, адаптируемой к условиям восприятия (зрительного или осязательного);

    ✓ использование оптических средств коррекции зрительного восприятия;

    ✓ проведение специальной работы по ознакомлению с окружающим миром (экскурсии, наблюдения) при регулирующей роли речи как средства компенсации слепоты и слабовидения;

    ✓ развитие предметно-практических действий на основе поэтапного, пооперационного выполнения заданий (ручной труд, конструирование, лепка, аппликация и др.);

    ✓ организация преемственности между обучением в детском саду и школах-интернатах для детей с нарушением зрения, между общественным и семейным воспитанием.

    Как отмечает Л.И. Плаксина, важное место в педагогическом процессе занимает работа по взаимосвязи коррекционно-воспи- тательной и лечебно-восстановительной деятельности, по развитию и активизации зрения, его охране, укретению общего состояния здоровья.

    В ясли-сад принимаются дети с 2 до 7 лет на основе медицинского заключения и психолого-педагогического обследования психолого-медико-педагогической комиссии. Коррекционные занятия проводятся специалистами.

    Специальное образование дошкольников с нарушенным зрением осуществляется с учетом требований лечебно-восстановительной работы.

    В целях оказания помощи семье в воспитании слепых и слабовидящих детей созданы соответствующие консультативные группы (при дошкольных учреждениях).

    3. Для эффективного воспитания и обучения детей с нарушением зрения необходимо:

    ✓ создать соответствующие условия для зрительного восприятия;

    ✓ оптимально использовать наглядные пособия;

    ✓ применять специальные методы обучения и вести коррекци- онно-педагогическую работу с учетом особенностей нарушения зрения каждого ребенка;

    ✓ подходить к обучению индивидуально, учитывая психофизиологические особенности детей.

    Условия для зрительного восприятия:

    достаточная освещенность;

    удобное размещение детей;

    доступное расположение наглядного материала;

    регулирование зрительных нагрузок;

    организация коррекционных упражнений для зрения.

    4. Программы обучения и воспитания обеспечивают всестороннее развитие и подготовку к школе детей с нарушенным зрением. Специальные элементы в содержании образования:

    физическое воспитание:

    •    преодоление недостатков физического развития, возникающих на фоне зрительной патологии: скованность, малоподвижность, неуверенность, боязнь пространства и др.;

    •    развитие зрительно-двигательных навыков с опорой на полисенсорные взаимосвязи, речь, мышление;

    трудовое обучение:

    •    систематическая работа по формированию навыков самообслуживания;

    •    поэтапное выполнение действие: сначала — по образцу, затем — по инструкции;

    •    развитие зрительного анализа и формирование предметных образов и предметно-практических действий;

    игра:

    •    пропедевтические занятия по обучению игре;

    •    преодоление вербализма и обогащение чувственной основы игры;

    •    дидактические и творческие игры — важное средство развития зрительного восприятия, формирования полисенсорных взаимосвязей, умственного, нравственного воспитания;

    •    формирование элементарных математических представлений;

    •    формирование сенсорных эталонов (геометрические фигуры, меры длины, меры веса и др.) по принципу нарастающей сложности;

    •    формирование элементарных математических представлений с опорой на практические действия с реальными предметами (или их изображениями);

    изобразительная деятельность:

    •    формирование поэтапного обследования предметов, умения анализировать их основные признаки;

    . повтор одной темы на занятиях по лепке, аппликации, рисованию;

    •    формирование пространственной ориентировки в самом процессе изображения;

    •    ознакомление с окружающим миром;

    •    формирование чувственного опыта (с использованием остаточного зрения, полисенсорных взаимосвязей — слухо-двигатель- ных, тактильно-двигательных, осязательных);

    . развитие речи в процессе познания окружающего мира;

    . расширение и систематизация представлений об обществе, природе; овладение элементарными математическими и эстетическими знаниями;

    •    основные методы и средства: наблюдения, обследования, экскурсии, дидактические игры, средства наглядности (картинки, игрушки, муляжи и т. п.), слушание грамзаписей и т. п.;

    ✓  музыкальные занятия:

    •    воспитание музыкальной восприимчивости;

    •    формирование музыкальной деятельности — от показа к подражанию — на полифункциопальной основе: речевой, слуховой, музыкально-двигательной;

    •    использование предметов (ленты, флажки, обручи, мячи и т. п.) в музы ка.| 1ьно-ритмических упражн ениях.

    5. Основные направления коррекционно-педагогической работы:

    ✓  специальные коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия, лечебной физкультуре, ритмике, социальной адаптации, пространственной ориентировке, коррекции речевых нарушений;

    ✓  организация коррекционных упражнений на различных занятиях (по математике, рисованию, развитию речи, физической культуре, ручному труду и др.), в играх, бытовой деятельности;

    ✓  для слепых — занятия по развитию осязания и мелкой моторики, слухового восприятия;

    ✓  для слабовидящих — занятия по обучению использованию зрения и других анализаторов;

    ✓  значительный объем практических заданий и упражнений;

    ✓  формирование различительных способностей анализаторов;

    ✓  овладение эталонами признаков и свойств;

    ✓  формирование у детей представлений о собственных сенсорных возможностях (программа "Ребенку с нарушением зрения — о нем самом");

    ✓ занятия по лечебной физкультуре и ритмике для преодоления недостатков двигательной сферы;

    ✓ взаимосвязь с лечебной и общеобразовательной работой.

    6.  Сенсорное воспитание — составная часть умственного и физического воспитания ребенка, направленная на развитие его ощущений и восприятий.

    Сенсорное развитие включает:

    ✓ усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений;

    ✓ овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и объемно воспринимать окружающей мир.

    Содержание сенсорного воспитания охватывает широкий объем признаков и свойств предметов: знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве и времени.

    Методика сенсорного воспитания предусматривает:

    ✓ обучение детей обследованию предметов;

    ✓ формирование представлений о сенсорных эталонах.

    Специальные занятия и упражнения способствуют развитию ощущений и восприятий слепых и слабовидящих детей.

    Прежде всего следует развивать:

    ✓ тактильное восприятие;

    ✓ слуховое восприятие;

    ✓ восприятие речи.

    7.  Характер взаимосвязи психолого-педагогической коррекции с лечением зрения проявляется прежде всего в максимальном сближении педагогических и медицинских коррекционных средств, с помощью которых осуществляется преодоление или ослабление нарушений развития детей.

    Использованные источники:

    Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 286—287. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. С. 131-156.

    Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. С. 103—108.


    Please publish modules in offcanvas position.