Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 70. Обучение детей с недостатками зрения в школе

    Содержание материала

    Вопрос 70. Обучение детей с недостатками зрения в школе

    1. Специфика школьного обучения

    2. Особенности обучения общеобразовательным предметам

    3. Трудовая подготовка и профориентация в школе

    4. Воспитание учащихся

    5. Средства обучения слепых и слабовидящих

    6. Лечебно-профилактическая, санитарно- гигиеническая и восстановительная работа.


    1. Функции специальных школ для слепых и слабовидящих детей:

    ✓ учебно-воспитательная;

    ✓ коррекционно-развиваюшая;

    ✓ санитарно-гигиеническая;

    ✓ лечебно-восстановительная;

    ✓ социально-адаптационная;

    ✓ профориентационная.

    Коррекционно-развивающая работа — важнейшая сфера деятельности специальных школ, включающая:

    ✓ развитие процессов компенсации;

    ✓ исправление и восстановление нарушенных функций;

    ✓ сглаживание недостатков познавательной деятельности;

    ✓ поиск потенциальных возможностей в становлении личности слепых и слабовидящих детей (М.М. Земцова, Ю.А. Кулагин, Л.И. Солнцева, В.П. Ермаков и др.).

    Отличительные особенности работы специальных школ для слепых и слабовидящих (соответственно III и IV видов):

    ✓ учет общих закономерностей и специфических проявлений развития детей с нарушением зрения;

    ✓ опора на сохранные возможности слепых и слабовидящих детей;

    ✓ модификация содержания образования в соответствии с особыми образовательными потребностями учащихся, увеличение сроков обучения, перераспределение учебного материала, изменение темпов его прохождения;

    дифференцированный подход к детям, уменьшение наполняемости классов и групп, применение специальных форм и методов работы, оригинальных учебников, наглядных пособий, тифлотехники;

    ✓ создание соответствующих санитарно-гигиенических условий пребывания слепых и слабовидящих учащихся;

    ✓ организация лечебно-восстановительной работы;

    ✓ всесторонняя подготовка слепых и слабовидящих школьников к жизни в современном обществе, в том числе к осознанному выбору рода профессиональных занятий.

    2. Особенности обучения общеобразовательным предметам:

    ✓ слепые и слабовидящие дети получают образование в объеме средней массовой школы (при некотором увеличении срока обучения);

    ✓ специфика развития детей с нарушением зрения отражена в соответствующих образовательных программах, предусматривающих коррекционно-компенсаторную работу (развитие восприятия, конкретизация представлений, совершенствование наглядно-образного мышления, формирование приемов и способов самоконтроля и регуляции движений с использованием специальных форм, приемов и способов); увеличение учебного времени; широкое использование оптических приспособлений, тифлоприборов, рельефно-графических (для слепых) и плоскопечатных (для слабовидящих) пособий.

    Специальная программа по русскому языку:

    ✓ увеличение продолжительности подготовительного периода (в начальных классах);

    ✓ для слабовидящих на начальном этапе — формирование представлений на основе обогащения зрительного опыта учащихся, соответствия между словом и конкретным образом предмета, подготовка к письму;

    ✓ для слепых — обучение чтению и письму по системе Брайля на основе использования тактильных ощущений;

    ✓ формирование умения работы с рельефными дидактическими материалами.

    Программа по математике:

    ✓ увеличение подготовительного периода;

    ✓ формирование навыков и опыта ориентации в микро- и макропространстве;

    ✓ развитие конкретных представлений о величине, форме, количестве, пространственном положении предметов и чертежно- измерительных действиях.

    Ознакомление с окружающим миром и природоведение:

    ✓ для слабовидящих — увеличение количества предметных уроков, экскурсий и практических занятий; изучение зрения и его охраны; изучение специальных приемов и способов ориентирования и выполнения правил дорожного движения; специальные занятия по овладению правилами пользования тростью при передвижении;

    для слепых — формирование умений выделить элементарные сигнальные признаки предметов и объектов живой и неживой природы (при помощи осязания, слуха, обоняния, остаточного зрения); увеличение учебного времени на проведение опытов и наблюдений, предметных уроков, экскурсий. Программа по изобразительному искусству: обучение чтению и выполнению изображений, пластическому моделированию и декоративно-прикладной деятельности.

    Следует отметить, что обучение ребенка с нарушенным зрением в массовой школе — одна из острых проблем тифлопедагогики. Интеграция в школу общего назначения требует:

    ✓ специальной подготовки педагогов;

    ✓ оснащения учебного процесса;

    ✓ создания системы помощи учителю и ученику со стороны специалистов-тифлопедагогов.

    3. Трудовое обучение в специальной школе организуется с привлечением тифлотехнических средств.

    Профессиональная ориентация осуществляется на всех этапах обучения и воспитания и направлена на профессиональное самоопределение учащихся и выбор ими оптимального вида занятости с учетом потребностей и возможностей каждого воспитанника, а также социально-экономической ситуации на рынке труда.

    Этапы трудового обучения в специальной школе:

    ✓ первоначальное трудовое обучение (1—4 кл.);

    трудовая подготовка, осуществляемая на общеобразовательной основе, имеющей политехническую направленность (5—10 кл.);

    ✓ широкопрофильная трудовая подготовка с переходом в профессиональную с активным вовлечением учащихся в общественно полезный производительный труд (11—12 кл.).

    1—4 кл.:

    ✓ самообслуживание;

    ✓ хозяйственно-бытовой труд;

    ✓ труд в природе;

    ручной и художественный труд. 5—10 пл.:

    ✓ технический труд;

    ✓ сельскохозяйственный труд;

    ✓ обслуживающий труд. 11—12 пл.:

    ✓ сочетание трудового обучения с производительным трудом в условиях школы и предприятия;

    ✓ совершенствование профессиональной подготовки;

    ✓ возможность получения начального профессионального образования, специальности (токарь, оператор ЭВМ и др.).

    4. Воспитание учащихся:

    ✓ способствует умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности;

    ✓ раскрывает ее творческие возможности;

    ✓ формирует гуманистические отношения;

    ✓ обеспечивает разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.

    Нередко к слепым и слабовидящим детям проявляют излишне сочувственное отношение, ограничивая их деятельность и активность из якобы гуманных побуждений, что приводит к осознанию ущербности, неверию в свои силы, к пассивности. Педагогически организованный восстановительный процесс в специальной школе направлен на раскрытие потенциальных возможностей личности ребенка с нарушением зрения, на формирование у него активной жизненной позиции, чувства собственного достоинства.

    Важную роль в развитии творческой активности слепых и слабовидящих детей играет эстетическое воспитание:

    ✓ обучение детей рисованию, лепке, конструированию;

    ✓ обучение пению, движениям под музыку;

    ✓ развитие художественного творчества. Эстетическое воспитание:

    ✓ способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности;

    ✓ влияет на познание нравственной стороны действительности, эстетическое отношение к окружающему миру.

    Особое значение придается специфическим методам физического воспитания слепых и слабовидящих, которое ведется дифференцированно и не только способствует общему укреплению здоровья, но и служит для коррекции двигательной сферы учащихся, их ориентировки в пространстве.

    5. Средства обучения слепых и слабовидящих:

    для слепых издается разнообразная литература с рельефно- точечным шрифтом (система JI. Брайля) — учебники, учебные пособия; научная и научно-популярная, детская, художественная, музыкальная и т. д. Рисунки, чертежи, схемы, другие иллюстрации — рельефные, воспринимаемые осязательно;

    для детей с остаточным зрением предназначены издания, сочетающие рельефную и цветную печать;

    для слабовидящих выпускают специальные учебники и учебные пособия с укрупненным шрифтом и адаптированными цветными иллюстрациями.

    В специальных школах III и IV вида используются тифлотех- нические средства с целью коррекции или компенсации нарушенных зрительных функций, а также для развития и восстановления зрения:

    ✓ оптические (лупы, очки, моно- и бинокуляры, проекционные увеличивающие аппараты);

    ✓ телевизионные;

    ✓ светотехнические и др.

    Разработаны различные по сложности устройства и приспособления — для вдевания нитки в иголку, специальные трости, приборы для ручного письма по системе Брайля, приборы для рельефного черчения и рисования, так называемые "говорящие книги", "читальные машины", а также свето- и магнитоэлектрические устройства, преобразующие световые сигналы в слуховые или тактильные.

    При программированном обучении слепых и слепоглухонемых

    применяются дефектологические обучающие машины и другие технические устройства типа тренажеров-репетиторов. С помощью ультразвуковых локаторов слепые могут свободно ориентироваться в пространстве.

    6. Лечебно-профилактическая, санитарно-гигиеническая, восстановительная работа — неотъемлемая часть коррекционно-образо- вательного процесса в специальных школах III и IV видов.

    Врачи-специалисты (окулист, педиатр, психоневролог) и средний медицинский персонал решают задачи максимального восстановления, улучшения и охраны зрения учащихся. Основные направления медицинского сопровождения:

    ✓ консервативное лечение глазных заболеваний;

    ✓ диагностика зрения;

    ✓ активное плеоптическое и плеоптоортоптическое лечение;

    ✓                        назначение очковой коррекции;

    ✓ создание офтальмологических условий пребывания слепых и слабовидящих детей.

    Использованные источники:

    Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 288—297. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. С. 436—438. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. С. 141-146.


    Please publish modules in offcanvas position.