Вопрос 70. Обучение детей с недостатками зрения в школе
1. Специфика школьного обучения |
2. Особенности обучения общеобразовательным предметам |
3. Трудовая подготовка и профориентация в школе |
4. Воспитание учащихся |
5. Средства обучения слепых и слабовидящих |
6. Лечебно-профилактическая, санитарно- гигиеническая и восстановительная работа. |
1. Функции специальных школ для слепых и слабовидящих детей:
✓ учебно-воспитательная;
✓ коррекционно-развиваюшая;
✓ санитарно-гигиеническая;
✓ лечебно-восстановительная;
✓ социально-адаптационная;
✓ профориентационная.
Коррекционно-развивающая работа — важнейшая сфера деятельности специальных школ, включающая:
✓ развитие процессов компенсации;
✓ исправление и восстановление нарушенных функций;
✓ сглаживание недостатков познавательной деятельности;
✓ поиск потенциальных возможностей в становлении личности слепых и слабовидящих детей (М.М. Земцова, Ю.А. Кулагин, Л.И. Солнцева, В.П. Ермаков и др.).
Отличительные особенности работы специальных школ для слепых и слабовидящих (соответственно III и IV видов):
✓ учет общих закономерностей и специфических проявлений развития детей с нарушением зрения;
✓ опора на сохранные возможности слепых и слабовидящих детей;
✓ модификация содержания образования в соответствии с особыми образовательными потребностями учащихся, увеличение сроков обучения, перераспределение учебного материала, изменение темпов его прохождения;
дифференцированный подход к детям, уменьшение наполняемости классов и групп, применение специальных форм и методов работы, оригинальных учебников, наглядных пособий, тифлотехники;
✓ создание соответствующих санитарно-гигиенических условий пребывания слепых и слабовидящих учащихся;
✓ организация лечебно-восстановительной работы;
✓ всесторонняя подготовка слепых и слабовидящих школьников к жизни в современном обществе, в том числе к осознанному выбору рода профессиональных занятий.
2. Особенности обучения общеобразовательным предметам:
✓ слепые и слабовидящие дети получают образование в объеме средней массовой школы (при некотором увеличении срока обучения);
✓ специфика развития детей с нарушением зрения отражена в соответствующих образовательных программах, предусматривающих коррекционно-компенсаторную работу (развитие восприятия, конкретизация представлений, совершенствование наглядно-образного мышления, формирование приемов и способов самоконтроля и регуляции движений с использованием специальных форм, приемов и способов); увеличение учебного времени; широкое использование оптических приспособлений, тифлоприборов, рельефно-графических (для слепых) и плоскопечатных (для слабовидящих) пособий.
Специальная программа по русскому языку:
✓ увеличение продолжительности подготовительного периода (в начальных классах);
✓ для слабовидящих на начальном этапе — формирование представлений на основе обогащения зрительного опыта учащихся, соответствия между словом и конкретным образом предмета, подготовка к письму;
✓ для слепых — обучение чтению и письму по системе Брайля на основе использования тактильных ощущений;
✓ формирование умения работы с рельефными дидактическими материалами.
Программа по математике:
✓ увеличение подготовительного периода;
✓ формирование навыков и опыта ориентации в микро- и макропространстве;
✓ развитие конкретных представлений о величине, форме, количестве, пространственном положении предметов и чертежно- измерительных действиях.
Ознакомление с окружающим миром и природоведение:
✓ для слабовидящих — увеличение количества предметных уроков, экскурсий и практических занятий; изучение зрения и его охраны; изучение специальных приемов и способов ориентирования и выполнения правил дорожного движения; специальные занятия по овладению правилами пользования тростью при передвижении;
для слепых — формирование умений выделить элементарные сигнальные признаки предметов и объектов живой и неживой природы (при помощи осязания, слуха, обоняния, остаточного зрения); увеличение учебного времени на проведение опытов и наблюдений, предметных уроков, экскурсий. Программа по изобразительному искусству: обучение чтению и выполнению изображений, пластическому моделированию и декоративно-прикладной деятельности.
Следует отметить, что обучение ребенка с нарушенным зрением в массовой школе — одна из острых проблем тифлопедагогики. Интеграция в школу общего назначения требует:
✓ специальной подготовки педагогов;
✓ оснащения учебного процесса;
✓ создания системы помощи учителю и ученику со стороны специалистов-тифлопедагогов.
3. Трудовое обучение в специальной школе организуется с привлечением тифлотехнических средств.
Профессиональная ориентация осуществляется на всех этапах обучения и воспитания и направлена на профессиональное самоопределение учащихся и выбор ими оптимального вида занятости с учетом потребностей и возможностей каждого воспитанника, а также социально-экономической ситуации на рынке труда.
Этапы трудового обучения в специальной школе:
✓ первоначальное трудовое обучение (1—4 кл.);
трудовая подготовка, осуществляемая на общеобразовательной основе, имеющей политехническую направленность (5—10 кл.);
✓ широкопрофильная трудовая подготовка с переходом в профессиональную с активным вовлечением учащихся в общественно полезный производительный труд (11—12 кл.).
1—4 кл.:
✓ самообслуживание;
✓ хозяйственно-бытовой труд;
✓ труд в природе;
ручной и художественный труд. 5—10 пл.:
✓ технический труд;
✓ сельскохозяйственный труд;
✓ обслуживающий труд. 11—12 пл.:
✓ сочетание трудового обучения с производительным трудом в условиях школы и предприятия;
✓ совершенствование профессиональной подготовки;
✓ возможность получения начального профессионального образования, специальности (токарь, оператор ЭВМ и др.).
4. Воспитание учащихся:
✓ способствует умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности;
✓ раскрывает ее творческие возможности;
✓ формирует гуманистические отношения;
✓ обеспечивает разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.
Нередко к слепым и слабовидящим детям проявляют излишне сочувственное отношение, ограничивая их деятельность и активность из якобы гуманных побуждений, что приводит к осознанию ущербности, неверию в свои силы, к пассивности. Педагогически организованный восстановительный процесс в специальной школе направлен на раскрытие потенциальных возможностей личности ребенка с нарушением зрения, на формирование у него активной жизненной позиции, чувства собственного достоинства.
Важную роль в развитии творческой активности слепых и слабовидящих детей играет эстетическое воспитание:
✓ обучение детей рисованию, лепке, конструированию;
✓ обучение пению, движениям под музыку;
✓ развитие художественного творчества. Эстетическое воспитание:
✓ способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности;
✓ влияет на познание нравственной стороны действительности, эстетическое отношение к окружающему миру.
Особое значение придается специфическим методам физического воспитания слепых и слабовидящих, которое ведется дифференцированно и не только способствует общему укреплению здоровья, но и служит для коррекции двигательной сферы учащихся, их ориентировки в пространстве.
5. Средства обучения слепых и слабовидящих:
✓ для слепых издается разнообразная литература с рельефно- точечным шрифтом (система JI. Брайля) — учебники, учебные пособия; научная и научно-популярная, детская, художественная, музыкальная и т. д. Рисунки, чертежи, схемы, другие иллюстрации — рельефные, воспринимаемые осязательно;
✓ для детей с остаточным зрением предназначены издания, сочетающие рельефную и цветную печать;
✓ для слабовидящих выпускают специальные учебники и учебные пособия с укрупненным шрифтом и адаптированными цветными иллюстрациями.
В специальных школах III и IV вида используются тифлотех- нические средства с целью коррекции или компенсации нарушенных зрительных функций, а также для развития и восстановления зрения:
✓ оптические (лупы, очки, моно- и бинокуляры, проекционные увеличивающие аппараты);
✓ телевизионные;
✓ светотехнические и др.
Разработаны различные по сложности устройства и приспособления — для вдевания нитки в иголку, специальные трости, приборы для ручного письма по системе Брайля, приборы для рельефного черчения и рисования, так называемые "говорящие книги", "читальные машины", а также свето- и магнитоэлектрические устройства, преобразующие световые сигналы в слуховые или тактильные.
При программированном обучении слепых и слепоглухонемых
применяются дефектологические обучающие машины и другие технические устройства типа тренажеров-репетиторов. С помощью ультразвуковых локаторов слепые могут свободно ориентироваться в пространстве.
6. Лечебно-профилактическая, санитарно-гигиеническая, восстановительная работа — неотъемлемая часть коррекционно-образо- вательного процесса в специальных школах III и IV видов.
Врачи-специалисты (окулист, педиатр, психоневролог) и средний медицинский персонал решают задачи максимального восстановления, улучшения и охраны зрения учащихся. Основные направления медицинского сопровождения:
✓ консервативное лечение глазных заболеваний;
✓ диагностика зрения;
✓ активное плеоптическое и плеоптоортоптическое лечение;
✓ назначение очковой коррекции;
✓ создание офтальмологических условий пребывания слепых и слабовидящих детей.
Использованные источники:
Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 288—297. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. С. 436—438. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. С. 141-146.