Вопрос 8. Социокультурные основы специального образования
1. Формирование концепции социальной реабилитации |
2. Идеи расовой биологии и гигиены, социал-дарвинизма |
3. Патерналистская позиция |
4. Современная концепция социальной реабилитации |
1. Концепция социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями сформировалась в конце XIX — начале XX вв. под влиянием фшюсофии ценности (В. Штерн, А. Мессер, Г. Риккерт) и была распространена до середины XX в.
Основы концепции социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями:
✓ идея о социальной полезности человека;
✓ школа обязана воспитать активного и полезного члена общества;
✓ ребенок с ограниченными возможностями должен своим трудом обеспечивать собственное существование;
✓ ценность специального образования — приобщение к общественно полезному производительному труду путем коррекции и компенсации дефекта;
✓ общество корректирует человека с ограниченными возможностями, считая его неполноценным.
2. В 20—40-е гг. XX в. получили определенное распространение идеи расовой биологии, расовой гигиены, социал-дарвинизма, национал-социализма.
Их ведущие положения:
поддержка лиц с ограниченными возможностями и отклонениями в развитии бесполезна;
✓ стерилизация — путь достижения биологической "чистоты" расы;
✓ необходимо физическое уничтожение "неполноценных" людей.
3. В нашей стране общество и государство по отношению к человеку с ограниченными возможностями на протяжении многих десятилетий занимало ограничительно-покровительственную, патерналистскую позицию.
Сущность патерналистской концепции:
✓ приоритет интересов общества над интересами отдельной личности;
люди с ограниченными возможностями — социально "малоценные", "граждане второго сорта";
✓ существование образовательных учреждений интернатного типа, преимущественно закрытых;
✓ характер специального образования не способствует достижению высокого уровня социальной адаптированности;
✓ слабая правовая защита лиц с ограниченными возможностями;
✓ неконкурентоспособная позиция на рынке труда;
✓ приучение к низкому качеству жизни, воспроизведение культуры бедности, маргинализация (вынужденное сужение возможностей участия в социальной жизни) лиц с ограниченными возможностями;
✓ нарушение нормальных взаимоотношений человека, имеющего отклонения в развитии, с социокультурным окружением;
✓ формирование иждивенческих установок у людей с ограниченной трудоспособностью.
4. Общие положения современной концепции социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями:
✓ приоритет интересов личности над интересами общества;
✓ достижение человеком максимальной самостоятельности и независимости (независимый образ жизни);
✓ независимая жизнь — независимость в широком смысле;
✓ право на независимую жизнь человека с ограниченными возможностями должно быть закреплено законодательно и обеспечено экономически;
✓ комфортность бытия человека с отклонениями в развитии;
✓ у детей с особыми образовательными потребностями должны быть сформированы необходимые базовые навыки в сфере жизнеобеспечения, самообслуживания, социализации, коммуникации и рекреации, развитие которых будет продолжено на следующих возрастных этапах.
Формирование указанной концепции началось с 1948 г., когда была принята "Всеобщая декларация прав человека".
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 г.:
✓ должен меняться не только человек с ограниченными возможностями, но и общество, которое должно помочь людям бороться с недугами, предоставить для всех равные возможности полноценного участия во всех сферах жизни и видах социальной активности;
✓ интеграция в общество — самый перспективный способ решения социокультурных проблем лиц с ограниченными возможностями;
✓ коммуникация — важное условие полноценной социализации лиц с ограниченными возможностями, которые испытывают существенные затруднения в процессе социального общения;
✓ рекреационный потенциал человека, имеющего отклонения в развитии, также ограничен, поскольку необходима эффективная организация досуговой деятельности, способствующая полноценному восстановлению жизненных сил и здоровья.
В современных рыночных условиях особую актуальность приобретает проблема жизнеобеспечения.
Понятие жизнеобеспечения включает:
✓ активное участие человека с ограниченной трудоспособностью в производительном труде;
✓ ведение домашнего хозяйства;
✓ максимально полное самообслуживание.
Постепенно концепция социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями осваивается российской системой специального образования: по мнению отечественных ученых, люди с ограниченными возможностями должны быть интегрированы в общество на их собственных условиях, а не приспособлены к правилам мира здоровых людей (В.М. Астапов, О.И. Лебединская, Б.Ю. Шапиро). Использованные источники:
Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 36—43.