Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 8. Социокультурные основы специального образования

    Содержание материала

    Вопрос 8. Социокультурные основы специального образования

    1. Формирование концепции социальной реабилитации

    2. Идеи расовой биологии и гигиены, социал-дарвинизма

    3. Патерналистская позиция

    4. Современная концепция социальной реабилитации


    1. Концепция социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями сформировалась в конце XIX — начале XX вв. под влиянием фшюсофии ценности (В. Штерн, А. Мессер, Г. Риккерт) и была распространена до середины XX в.

    Основы концепции социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями:

    ✓ идея о социальной полезности человека;

    ✓ школа обязана воспитать активного и полезного члена общества;

    ✓ ребенок с ограниченными возможностями должен своим трудом обеспечивать собственное существование;

    ✓ ценность специального образования — приобщение к общественно полезному производительному труду путем коррекции и компенсации дефекта;

    ✓ общество корректирует человека с ограниченными возможностями, считая его неполноценным.

    2.  В 20—40-е гг. XX в. получили определенное распространение идеи расовой биологии, расовой гигиены, социал-дарвинизма, национал-социализма.

    Их ведущие положения:

    поддержка лиц с ограниченными возможностями и отклонениями в развитии бесполезна;

    ✓ стерилизация — путь достижения биологической "чистоты" расы;

    ✓ необходимо физическое уничтожение "неполноценных" людей.

    3.  В нашей стране общество и государство по отношению к человеку с ограниченными возможностями на протяжении многих десятилетий занимало ограничительно-покровительственную, патерналистскую позицию.

    Сущность патерналистской концепции:

    ✓ приоритет интересов общества над интересами отдельной личности;

    люди с ограниченными возможностями — социально "малоценные", "граждане второго сорта";

    ✓ существование образовательных учреждений интернатного типа, преимущественно закрытых;

    ✓ характер специального образования не способствует достижению высокого уровня социальной адаптированности;

    ✓ слабая правовая защита лиц с ограниченными возможностями;

    ✓ неконкурентоспособная позиция на рынке труда;

    ✓ приучение к низкому качеству жизни, воспроизведение культуры бедности, маргинализация (вынужденное сужение возможностей участия в социальной жизни) лиц с ограниченными возможностями;

    ✓ нарушение нормальных взаимоотношений человека, имеющего отклонения в развитии, с социокультурным окружением;

    ✓ формирование иждивенческих установок у людей с ограниченной трудоспособностью.

    4.  Общие положения современной концепции социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями:

    ✓ приоритет интересов личности над интересами общества;

    ✓ достижение человеком максимальной самостоятельности и независимости (независимый образ жизни);

    ✓ независимая жизнь — независимость в широком смысле;

    ✓ право на независимую жизнь человека с ограниченными возможностями должно быть закреплено законодательно и обеспечено экономически;

    ✓ комфортность бытия человека с отклонениями в развитии;

    ✓ у детей с особыми образовательными потребностями должны быть сформированы необходимые базовые навыки в сфере жизнеобеспечения, самообслуживания, социализации, коммуникации и рекреации, развитие которых будет продолжено на следующих возрастных этапах.

    Формирование указанной концепции началось с 1948 г., когда была принята "Всеобщая декларация прав человека".

    Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 г.:

    ✓ должен меняться не только человек с ограниченными возможностями, но и общество, которое должно помочь людям бороться с недугами, предоставить для всех равные возможности полноценного участия во всех сферах жизни и видах социальной активности;

    ✓ интеграция в общество — самый перспективный способ решения социокультурных проблем лиц с ограниченными возможностями;

    ✓ коммуникация — важное условие полноценной социализации лиц с ограниченными возможностями, которые испытывают существенные затруднения в процессе социального общения;

    ✓ рекреационный потенциал человека, имеющего отклонения в развитии, также ограничен, поскольку необходима эффективная организация досуговой деятельности, способствующая полноценному восстановлению жизненных сил и здоровья.

    В современных рыночных условиях особую актуальность приобретает проблема жизнеобеспечения.

    Понятие жизнеобеспечения включает:

    ✓ активное участие человека с ограниченной трудоспособностью в производительном труде;

    ✓ ведение домашнего хозяйства;

    ✓ максимально полное самообслуживание.

    Постепенно концепция социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями осваивается российской системой специального образования: по мнению отечественных ученых, люди с ограниченными возможностями должны быть интегрированы в общество на их собственных условиях, а не приспособлены к правилам мира здоровых людей (В.М. Астапов, О.И. Лебединская, Б.Ю. Шапиро). Использованные источники:

    Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 36—43.


    Please publish modules in offcanvas position.