Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 71. Профориентация, профессиональное образование и трудовая деятельность слепых и слабовидящих

    Содержание материала

    Вопрос 71. Профориентация, профессиональное образование и трудовая деятельность слепых и слабовидящих

    1. Профориентация u профессиональное образование

    2. Трудовая деятельность


    1. Профориентация слепых и слабовидящих включает:

    ✓ профессиональную информацию;

    ✓ профессиональную консультацию;

    ✓ профессиональный отбор;

    ✓ профессиональную адаптацию.

    Специалистами разработаны принципы рационального и качественного трудоустройства инвалидов по зрению на основе учета медицинских показаний и противопоказаний.

    Специальная профориентационная карточка содержит данные медицинского и психолого-педагогического изучения школьников, что содействует оказанию им правильной консультативной профориентационной помощи.

    Слепые и слабовидящие выпускники специальных школ могут получить начальное, среднее и высшее профессиональное образование. В соответствующие учебные заведение они принимаются на общих основаниях при отсутствии противопоказаний.

    В Российской Федерации существует специальное училище для подготовки слепых массажистов (Кисловодск), а также музыкальное училище (Курск).

    Незрячие и слабовидящие могут обучаться по специальностям:

    библиотечное дело, культурно-просветительская работа, правоведение, родной язык и литература, история, философия, экономика, математика, народные инструменты, пение, фортепиано, музыковедение и др.

    2. Лица с нарушенным зрением осуществляют свою трудовую деятельность в самых разных сферах, в частности на промышленных предприятиях Всероссийского общества слепых (механосборочные, радио- и электромонтажные работы).

    Среди незрячих много рационализаторов и изобретателей.

    Лица, имеющие остаточное зрение, заняты в сельскохозяйственном производстве: они работают пчеловодами, садоводами, агрономами и т. д.

    Немало преподавателей средних и высших специальных заведений, общественных деятелей, организаторов производства имеют нарушенное зрение и прекрасно справляются с работой.

    Известны имена многих выдающихся философов, деятелей науки, которые были незрячими: философы Демокрит, Дио- дот; математики Дидим, Н. Саундерсон, Д. Гофф; историки Ауфидий, О. Тьерри, В. Пресскот; энтомолог Ф. Губер; тифло- лог Л. Брайль и др.

    Данный список можно продолжить именами советских ученых: Л.С. Понтрягин, В.В. Тихомиров, И.С. Ладенко, Б.И. Коваленко и др.

    Автор слов знаменитого "Вечернего звона" — слепой русский поэт Иван Козлов.

    Николай Островский, ослепший в молодости, написал роман "Как закалялась сталь", главный герой которого — Павка Корчагин — был примером для нескольких поколений советских людей.

    Среди слепых много замечательных композиторов и музыкантов. Высшей награды Франции — ордена Почетного легиона — удостоился настройщик музыкальных инструментов К. Мон- таль, который ослеп в 6-летнем возрасте.

    Вызывает восхищение талант слепых скульпторов и резчиков по дереву, таких, как JL Видаль, JL По, М.Р. Макаров. Использованные источники:

    Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 297—299. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. С. 43 7.


    Please publish modules in offcanvas position.