Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 72. Синдром раннего детского аутизма и аутистические черты личности

    Содержание материала

    Вопрос 72. Синдром раннего детского аутизма и аутистические черты личности

    1. Понятие аутизма

    2. Аутистические черты


    1. Аутизм (от греч. ciutos — сам) — состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности или затруднениями в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими.

    Термин "аутизм" был введен в 1912 г. швейцарским психиатром Э. Блейлером для обозначения особого вида аффективной сферы и мышления, которое характеризуется внутренними эмоциональными потребностями и мало зависит от реальной действительности.

    Ранний детский аутизм (РДА) в соответствии с международными стандартами характеризуется как общее расстройство развития или как обширное нарушение развития человека.

    Парциальность (лат. parties — часть) — главная особенность интеллектуального развития детей с аутизмом. По различным данным зарубежных и отечественных специалистов, от 2/3 до 3/4 людей, страдающих аутизмом, имеют снижение интеллектуальных возможностей от умеренных до тяжелых и глубоких степеней умственной отсталости.

    Формируется этот синдром к 2,5—3-летнему возрасту.

    Частота раннего детского аутизма (по последним данным) составляет 1—15 случаев на 10 тыс. новорожденных, причем у мальчиков аутизм встречается в 4—4,5 раза чаще, чем у девочек.

    2.  По критериям, принятым Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), при аутизме отмечаются:

    ✓ качественные нарушения в сфере социального взаимодействия;

    ✓ качественные нарушения способности к общению;

    ✓ ограниченные повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности.

    Основной симптом раннего детского аутизма — нарушение общения, контакта ребенка с окружающими.

    Аутичный ребенок погружается в мир своих фантазий, собственных переживаний. Он замкнут, отказывается от общения, не смотрит в глаза окружающими, избегает телесного контакта, ласки близких.

    Для страдающих аутизмом характерна однообразная нецеленаправленная двигательная активность.

    Использованные источники:

    Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. С. 65.

    Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 300—301.

    Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. С. 220-221.

    Коррекционная педагогика. С. 41—42.


    Please publish modules in offcanvas position.