Вопрос 72. Синдром раннего детского аутизма и аутистические черты личности
1. Понятие аутизма |
2. Аутистические черты |
1. Аутизм (от греч. ciutos — сам) — состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности или затруднениями в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими.
Термин "аутизм" был введен в 1912 г. швейцарским психиатром Э. Блейлером для обозначения особого вида аффективной сферы и мышления, которое характеризуется внутренними эмоциональными потребностями и мало зависит от реальной действительности.
Ранний детский аутизм (РДА) в соответствии с международными стандартами характеризуется как общее расстройство развития или как обширное нарушение развития человека.
Парциальность (лат. parties — часть) — главная особенность интеллектуального развития детей с аутизмом. По различным данным зарубежных и отечественных специалистов, от 2/3 до 3/4 людей, страдающих аутизмом, имеют снижение интеллектуальных возможностей от умеренных до тяжелых и глубоких степеней умственной отсталости.
Формируется этот синдром к 2,5—3-летнему возрасту.
Частота раннего детского аутизма (по последним данным) составляет 1—15 случаев на 10 тыс. новорожденных, причем у мальчиков аутизм встречается в 4—4,5 раза чаще, чем у девочек.
2. По критериям, принятым Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), при аутизме отмечаются:
✓ качественные нарушения в сфере социального взаимодействия;
✓ качественные нарушения способности к общению;
✓ ограниченные повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности.
Основной симптом раннего детского аутизма — нарушение общения, контакта ребенка с окружающими.
Аутичный ребенок погружается в мир своих фантазий, собственных переживаний. Он замкнут, отказывается от общения, не смотрит в глаза окружающими, избегает телесного контакта, ласки близких.
Для страдающих аутизмом характерна однообразная нецеленаправленная двигательная активность.
Использованные источники:
Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. С. 65.
Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 300—301.
Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. С. 220-221.
Коррекционная педагогика. С. 41—42.