Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 75. Коррекционно-педагогическая помощь при аутизме

    Содержание материала

    Вопрос 75. Коррекционно-педагогическая помощь при аутизме

    1. Зарубежные системы помощи лицам с аутизмом

    2. Оперантное обучение

    3. ТЕАССН-программа, другие методы

    4. Отечественные подходы к коррекции аутизма


     Зарубежные системы помощи лицам, страдающим аутизмом:

    ✓ первая в Европе и мире школа для аутичных детей — Дания, 1920;

    ✓ появление частных специальных образовательных учреждений для обучения и воспитания детей с аутизмом — на принципах различных вариантов психоанализа (ранний детский аутизм — следствие конфликта между ребенком и матерью, которая подавляет развитие собственной активности ребенка);

    ✓ создание общественных организаций (Англия, 1962; США, 1965), которые объединяли в основном родителей, чьи дети страдали аутизмом. Цель — предоставить аутичным гражданам

    гарантированное конституцией право на соответствующее их особым потребностям образование;

    ✓ организация специального обучения и воспитания детей и подростков с аутизмом признана экономически более выгодной, чем их пожизненное содержание за счет государства;

    ✓ начало формирования в США и Западной Европе системы помощи лицам и аутизмом — середина 60-х гг. XX в.

    В западных странах сегодня реализуются различные программы обучения детей, страдающих аутизмом. Наиболее известных

    ✓ методика оперантного обучения (поведенческая терапия);

    ✓ ТЕАССН-программа (разработана Э. Шоплером, Р. Райхлером и Г. Месибовым в начале 70-х гг., США).

    Используются и другие программы обучения детей, страдающих аутизмом:

    холдинг-терапия (М. Уэлси);

    ✓ терапия "ежедневной жизнью" (М. Катахара);

    ✓ терапия "оптимальными условиями" (Б. и С. Кауфманы) и др.

    2.  Оперантное обучение — создание внешних условий, которые формируют желаемое поведение в различных аспектах:

    ✓ социально-бытовое развитие; речь;

    ✓ овладение учебными предметами;

    ✓ формирование производственных навыков. Обучение индивидуальное. Результаты:

    ✓ до 50—60% воспитанников овладевают учебной программой массовой школы;

    ✓ получают работу;

    ✓ некоторые продолжают обучение в колледжах и университетах;

    ✓ желаемый уровень гибкой адаптации к жизни и обществу, как правило, не достигается.

    3.  ТЕАССН-программа:

    ✓ является государственной в ряде американских штатов;

    ✓ создание соответствующих особенностям аутичного ребенка условий существования;

    ✓ развитие невербальных (неречевых) форм коммуникации;

    ✓ формирование простых бытовых навыков;

    ✓ четкое структурирование пространства и времени (через различные формы расписаний);

    ✓ опора на визуализацию;

    ✓ обучение речи только при коэффициенте умственного развития, превышающем 50 (в то время как при легкой умственной отсталости IQ = 50—70);

    ✓ обучение речи, формирование учебных и профессиональных навыков — не являются обязательными.

    Цель программы — добиться возможности жить "независимо и самостоятельно".

    Результаты:

    ✓ программа позволяет довольно быстро достичь положительных устойчивых изменений в работе с очень тяжелыми случаями аутизма;

    ✓ программа практически никогда не обеспечивает достаточно высокого уровня адаптации к реальной жизни.

    Развитие аутичного ребенка в домашних условиях — организационно идеально.

    4. По данным института коррекционной педагогики РАО, при современной правильной коррекционной работе:

    ✓ 60% аутичных детей могут учиться по программе массовой школы;

    ✓ 30% — по программе специальной школы; при отсутствии коррекционной работы:

    75% — не адаптируются социально;

    ✓ 22—33% — адаптируются относительно (нуждаются в постоянной опеке);

    2—3% — достигают удовлетворительного уровня социальной адаптации.

    Из методического обеспечения, разработанного отечественными специалистами, наиболее длительный опыт применения имеет методика комплексной медико-психолого-педагогической коррекции К. С. Лебединской и О. С. Никольской.

    В России большинство детей и подростков с аутизмом обучаются в специальных школах для умственно отсталых детей, в массовых школах, содержатся в учреждениях системы здравоохранения и социальной зашиты населения.

    С детьми и подростками, страдающими аутизмом, работают некоторые негосударственные образовательные учреждения. Так, в последние годы известность получила общественная организация "Добро", возглавляемая С.А. Морозовым.

    Государственная система комплексной помощи детям, страдающим аутизмом, в нашей стране не создана.

    На конец 1999 г. всего два государственных специализированных образовательных учреждения (в Москве и Санкт-Петербурге) занимались обучением и воспитанием аутичных детей.

    Использованные источники:

    Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 308—315.

    Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. С. 128-133.


    Please publish modules in offcanvas position.