Вопрос 75. Коррекционно-педагогическая помощь при аутизме
1. Зарубежные системы помощи лицам с аутизмом |
2. Оперантное обучение |
3. ТЕАССН-программа, другие методы |
4. Отечественные подходы к коррекции аутизма |
Зарубежные системы помощи лицам, страдающим аутизмом:
✓ первая в Европе и мире школа для аутичных детей — Дания, 1920;
✓ появление частных специальных образовательных учреждений для обучения и воспитания детей с аутизмом — на принципах различных вариантов психоанализа (ранний детский аутизм — следствие конфликта между ребенком и матерью, которая подавляет развитие собственной активности ребенка);
✓ создание общественных организаций (Англия, 1962; США, 1965), которые объединяли в основном родителей, чьи дети страдали аутизмом. Цель — предоставить аутичным гражданам
гарантированное конституцией право на соответствующее их особым потребностям образование;
✓ организация специального обучения и воспитания детей и подростков с аутизмом признана экономически более выгодной, чем их пожизненное содержание за счет государства;
✓ начало формирования в США и Западной Европе системы помощи лицам и аутизмом — середина 60-х гг. XX в.
В западных странах сегодня реализуются различные программы обучения детей, страдающих аутизмом. Наиболее известных
✓ методика оперантного обучения (поведенческая терапия);
✓ ТЕАССН-программа (разработана Э. Шоплером, Р. Райхлером и Г. Месибовым в начале 70-х гг., США).
Используются и другие программы обучения детей, страдающих аутизмом:
холдинг-терапия (М. Уэлси);
✓ терапия "ежедневной жизнью" (М. Катахара);
✓ терапия "оптимальными условиями" (Б. и С. Кауфманы) и др.
2. Оперантное обучение — создание внешних условий, которые формируют желаемое поведение в различных аспектах:
✓ социально-бытовое развитие; речь;
✓ овладение учебными предметами;
✓ формирование производственных навыков. Обучение индивидуальное. Результаты:
✓ до 50—60% воспитанников овладевают учебной программой массовой школы;
✓ получают работу;
✓ некоторые продолжают обучение в колледжах и университетах;
✓ желаемый уровень гибкой адаптации к жизни и обществу, как правило, не достигается.
3. ТЕАССН-программа:
✓ является государственной в ряде американских штатов;
✓ создание соответствующих особенностям аутичного ребенка условий существования;
✓ развитие невербальных (неречевых) форм коммуникации;
✓ формирование простых бытовых навыков;
✓ четкое структурирование пространства и времени (через различные формы расписаний);
✓ опора на визуализацию;
✓ обучение речи только при коэффициенте умственного развития, превышающем 50 (в то время как при легкой умственной отсталости IQ = 50—70);
✓ обучение речи, формирование учебных и профессиональных навыков — не являются обязательными.
Цель программы — добиться возможности жить "независимо и самостоятельно".
Результаты:
✓ программа позволяет довольно быстро достичь положительных устойчивых изменений в работе с очень тяжелыми случаями аутизма;
✓ программа практически никогда не обеспечивает достаточно высокого уровня адаптации к реальной жизни.
Развитие аутичного ребенка в домашних условиях — организационно идеально.
4. По данным института коррекционной педагогики РАО, при современной правильной коррекционной работе:
✓ 60% аутичных детей могут учиться по программе массовой школы;
✓ 30% — по программе специальной школы; при отсутствии коррекционной работы:
75% — не адаптируются социально;
✓ 22—33% — адаптируются относительно (нуждаются в постоянной опеке);
2—3% — достигают удовлетворительного уровня социальной адаптации.
Из методического обеспечения, разработанного отечественными специалистами, наиболее длительный опыт применения имеет методика комплексной медико-психолого-педагогической коррекции К. С. Лебединской и О. С. Никольской.
В России большинство детей и подростков с аутизмом обучаются в специальных школах для умственно отсталых детей, в массовых школах, содержатся в учреждениях системы здравоохранения и социальной зашиты населения.
С детьми и подростками, страдающими аутизмом, работают некоторые негосударственные образовательные учреждения. Так, в последние годы известность получила общественная организация "Добро", возглавляемая С.А. Морозовым.
Государственная система комплексной помощи детям, страдающим аутизмом, в нашей стране не создана.
На конец 1999 г. всего два государственных специализированных образовательных учреждения (в Москве и Санкт-Петербурге) занимались обучением и воспитанием аутичных детей.
Использованные источники:
Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 308—315.
Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. С. 128-133.