Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 79. Нарушение психики при ДЦП

    Содержание материала

    Вопрос 79. Нарушение психики при ДЦП

    1. Факторы, определяющие механизм нарушения развития психики

    2. Отклонения в познавательной деятельности

    3. Расстройства эмоционально-волевой сферы

    4. Своеобразное формирование личности


     Факторы, определяющие механизм нарушения развития психики при ДЦП:

    ✓ время мозгового поражения;

    ✓ степень выраженности поражения;

    ✓ локализация (определенное место данного поражения).

    На фоне раннего внутриутробного поражения — грубое недоразвитие интеллекта.

    Мозаичность, неравномерность психических нарушений — во второй половине беременности и в период родов.

    О.Г. Приходько отмечает, что аномалии развития психики при ДЦП включают нарушения формирования:

    ✓ познавательной деятельности;

    ✓ эмоционально-волевой сферы;

    ✓ личности.

    2. Особенности отклонений в познавательной деятельности:

    ✓ неравномерно сниженный запас сведений и представлений об окружающем;

    ✓ неравномерный, дисгармоничный характер интеллектуальной недостаточности;

    ✓ выраженность психоорганических проявлений.

    Причины снижения запаса сведений и представлений об окружающем:

    ✓ вынужденная изоляция, ограничение коммуникативных контактов, затруднение познания окружающего мира — в связи с проявлением двигательных расстройств;

    ✓ нарушение сенсорных функций.

    Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства негативно влияет на восприятие, затрудняет интеллектуальную деятельность.

    Неравномерный, дисгармоничный характер интеллектуальной недостаточности (недостаточность одних интеллектуальных функций, задержка развития других и сохранность третьих) связан с ранним органическим поражением мозга на ранних этапах его развития.

    Несформированность высших корковых функций — важное звено нарушений познавательной деятельности при ДЦП. Чаше всего страдают отдельные корковые функции, т. е. характерна парциальность их нарушений.

    Отмечаются:

    ✓ недостаточность пространственных и временных представлений;

    ✓ затруднена дифференциация правой и левой стороны тела;

    ✓ оптико-пространственные нарушения;

    ✓ недостаточность развития фонематического слуха, стереогноза (ребенок не может узнавать предметы на ошупь, не ориентируется в схеме собственного тела, не может дифференцировать пространственные отношения), всех видов праксиса (выполнение целенаправленных автоматизированных движений), процессов сравнения и обобщения.

    Выраженность психоорганических проявлений:

    ✓ замедленность, истощаемость психических процессов;

    ✓ трудности переключения на другие виды деятельности;

    ✓ недостаточность концентрации внимания;

    ✓ замедленность восприятия;

    ✓ снижение объема механической памяти.

    У многих детей наблюдается низкая познавательная активность:

    ✓ отсутствие интереса к занятиям;

    ✓ плохая сосредоточенность; медлительность;

    ✓ пониженная переключаемость психических процессов.

    О.Г. Приходько выделяет два варианта задержки психического развития у детей с церебральным параличом:

    ✓ временная задержка темпов психического развития — при целенаправленной своевременной коррекции компенсируется; возможно достижение нормального уровня развития;

    ✓ состояние стойкой, легкой интеллектуальной недостаточности — нарушения интеллекта носят обратимый характер.

    3.  Расстройства эмоционально-волевой сферы могут проявляться в виде:

    ✓ эмоциональной возбудимости;

    ✓ раздражительности;

    ✓ двигательной расторможенности;

    ✓ или, напротив, заторможенности;

    ✓ застенчивости, робости. Наблюдается:

    ✓ сочетание повышенной эмоциональной возбудимости с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакцией протеста;

    ✓ иногда эйфория — не оправданное реальной действительностью благодушное, повышенно-радостное настроение.

    4.  Своеобразие формирования личности:

    ✓ достаточное интеллектуальное развитие часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью;

    ✓ отмечается личностная незрелость (наивность суждений, слабая ориентированность в бытовых и практических вопросах);

    ✓ у детей и подростков легко формируются иждивенческие установки, неспособность к самостоятельной практической деятельности;

    ✓ выраженные трудности социальной адаптации способствуют формированию робости, застенчивости, неумению постоять за свои интересы, которые могут сочетаться с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью.

    Использованные источники:

    Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 322—324.

    Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. С. 193-197.

    Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. С. 134-136.


    Please publish modules in offcanvas position.