Вопрос 79. Нарушение психики при ДЦП
1. Факторы, определяющие механизм нарушения развития психики |
2. Отклонения в познавательной деятельности |
3. Расстройства эмоционально-волевой сферы |
4. Своеобразное формирование личности |
Факторы, определяющие механизм нарушения развития психики при ДЦП:
✓ время мозгового поражения;
✓ степень выраженности поражения;
✓ локализация (определенное место данного поражения).
На фоне раннего внутриутробного поражения — грубое недоразвитие интеллекта.
Мозаичность, неравномерность психических нарушений — во второй половине беременности и в период родов.
О.Г. Приходько отмечает, что аномалии развития психики при ДЦП включают нарушения формирования:
✓ познавательной деятельности;
✓ эмоционально-волевой сферы;
✓ личности.
2. Особенности отклонений в познавательной деятельности:
✓ неравномерно сниженный запас сведений и представлений об окружающем;
✓ неравномерный, дисгармоничный характер интеллектуальной недостаточности;
✓ выраженность психоорганических проявлений.
Причины снижения запаса сведений и представлений об окружающем:
✓ вынужденная изоляция, ограничение коммуникативных контактов, затруднение познания окружающего мира — в связи с проявлением двигательных расстройств;
✓ нарушение сенсорных функций.
Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства негативно влияет на восприятие, затрудняет интеллектуальную деятельность.
Неравномерный, дисгармоничный характер интеллектуальной недостаточности (недостаточность одних интеллектуальных функций, задержка развития других и сохранность третьих) связан с ранним органическим поражением мозга на ранних этапах его развития.
Несформированность высших корковых функций — важное звено нарушений познавательной деятельности при ДЦП. Чаше всего страдают отдельные корковые функции, т. е. характерна парциальность их нарушений.
Отмечаются:
✓ недостаточность пространственных и временных представлений;
✓ затруднена дифференциация правой и левой стороны тела;
✓ оптико-пространственные нарушения;
✓ недостаточность развития фонематического слуха, стереогноза (ребенок не может узнавать предметы на ошупь, не ориентируется в схеме собственного тела, не может дифференцировать пространственные отношения), всех видов праксиса (выполнение целенаправленных автоматизированных движений), процессов сравнения и обобщения.
Выраженность психоорганических проявлений:
✓ замедленность, истощаемость психических процессов;
✓ трудности переключения на другие виды деятельности;
✓ недостаточность концентрации внимания;
✓ замедленность восприятия;
✓ снижение объема механической памяти.
У многих детей наблюдается низкая познавательная активность:
✓ отсутствие интереса к занятиям;
✓ плохая сосредоточенность; медлительность;
✓ пониженная переключаемость психических процессов.
О.Г. Приходько выделяет два варианта задержки психического развития у детей с церебральным параличом:
✓ временная задержка темпов психического развития — при целенаправленной своевременной коррекции компенсируется; возможно достижение нормального уровня развития;
✓ состояние стойкой, легкой интеллектуальной недостаточности — нарушения интеллекта носят обратимый характер.
3. Расстройства эмоционально-волевой сферы могут проявляться в виде:
✓ эмоциональной возбудимости;
✓ раздражительности;
✓ двигательной расторможенности;
✓ или, напротив, заторможенности;
✓ застенчивости, робости. Наблюдается:
✓ сочетание повышенной эмоциональной возбудимости с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакцией протеста;
✓ иногда эйфория — не оправданное реальной действительностью благодушное, повышенно-радостное настроение.
4. Своеобразие формирования личности:
✓ достаточное интеллектуальное развитие часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью;
✓ отмечается личностная незрелость (наивность суждений, слабая ориентированность в бытовых и практических вопросах);
✓ у детей и подростков легко формируются иждивенческие установки, неспособность к самостоятельной практической деятельности;
✓ выраженные трудности социальной адаптации способствуют формированию робости, застенчивости, неумению постоять за свои интересы, которые могут сочетаться с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью.
Использованные источники:
Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 322—324.
Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. С. 193-197.
Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. С. 134-136.