Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 80. Речевые нарушения при ДЦП

    Содержание материала

    Вопрос 80. Речевые нарушения при ДЦП

    1. Причины речевых нарушений

    2. Взаимосвязь меже у речевыми и двигательными нарушениями

    3. Основные формы речевых нарушений


    1.  Частота речевых нарушений при ДЦП составляет 80%. Причины речевых нарушений:

    ✓ повреждение определенных структур мозга;

    ✓ более позднее формирование или недоразвитие соответствующих отделов коры головного мозга (передние и задние отделы левого полушария);

    ✓ ограничение объема знаний и представлений об окружающем;

    ✓ недостаточность предметно-практической деятельности.

    2.  Отмечается взаимосвязь между речевыми и двигательными нарушениями при ДЦП:

    длительное сохранение патологических тонических рефлексов отрицательно влияет на мышечный тонус артикуляционного аппарата (выраженность тонических рефлексов повышает тонус мышц языка, затрудняет дыхание, голосообразование, произвольное открывание рта, движения языка вперед и вверх, часто нарушает формирование голосовой активности и звуко- произносительной стороны речи);

    ✓ существует зависимость между тяжестью нарушений артикуляционной моторики и тяжестью нарушений функций рук;

    ✓ различные нарушения двигательной сферы обусловливают разнообразие речевых нарушений.

    3. Выделяются следующие основные формы речевых нарушений при ДЦП:

    ✓ дизартрия;

    ✓ задержка речевого развития;

    ✓ алалия;

    ✓ нарушения письменной речи. Использованные источники:

    Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 325-326. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. С. 197-204.

    Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. С. 134.


    Please publish modules in offcanvas position.