Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 81. Коррекционная работа при ДЦП

    Содержание материала

    Вопрос 81. Коррекционная работа при ДЦП

    1. Основные цели коррекционной работы

    2. Комплексный характер коррекционной работы

    3. Основные принципы коррекционно-педагогической работы

    4. Направления коррекции в дошкольном возрасте

    5. Задачи логопедической работы


    еской работы

    1.  Основными целями коррекционной работы при ДЦП, по определению О.Г. Приходько, являются:

    ✓ оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической, социальной помощи;

    ✓ обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения.

    2.  Лечебно-профилактическая работа должна быть комплексной,

    что означает:

    ✓ согласованность действий специалистов различного профиля (невропатолог, психоневролог, врач ЛФК, логопед, дефектолог, психолог, воспитатель);

    ✓ необходимость общей позиции при обследовании, лечении, психолого-педагогической коррекции.

    Комплексное восстановительное лечение ДЦП включает:

    ✓ медикаментозные средства;

    ✓ различные виды массажа;

    ✓  лечебную физкультуру;

    ✓  ортопедическую помощь;

    ✓  физиотерапевтические процедуры.

    3.  Основные принципы коррекционно-педагогической работы:

    ✓  комплексный характер коррекционно-педагогической работы;

    ✓  раннее начало онтогенетического последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции;

    ✓  организация работы в рамках ведущей деятельности (стимуляция основного для данного возраста вида деятельности):

    . младенческий возраст (до 1 года) — эмоциональное общение со взрослыми;

    •    ранний возраст — (от 1 года до 3 лет) — предметная деятельность;

    . школьный возраст — учебная деятельность;

    ✓  наблюдение за ребенком в динамике продолжающегося психоречевого развития;

    ✓  тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка:

    . необходима такая организация среды (быта, досуга, воспитания), которая могла бы максимальным образом стимулировать развитие ребенка, сглаживать негативное влияние заболевания;

    •    родители — основные участники педагогической помощи при ДЦП;

    •    активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность;

    •    доброе, терпеливое отношение должно сочетаться с требовательностью.

    4.  Направления коррекционно-педагогической работы в дошкольном возрасте:

    ✓  развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими;

    ✓  стимуляция сенсорных функций, формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений;

    ✓  развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности;

    ✓  формирование математических представлений;

    ✓  развитие зрительно-моторной координации и функциональных возможностей кисти и пальцев; подготовка к овладению письмом;

    ✓  воспитание навыков самообслуживания и гигиены.

    5.  Задачи логопедической работы:

    ✓  развитие (и облегчение) речевого общения, улучшение разборчивости письма;

    ✓ нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;

    ✓ развитие речевого дыхания, голоса, просодики;

    ✓ формирование силы, продолжительности, управляемости голоса в речевом потоке;

    ✓ выработка синхронности дыхания, голоса и артикуляции;

    ✓ коррекция нарушений произношения. Использованные источники:

    Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 326—329. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. С. 210-218.


    Please publish modules in offcanvas position.