Вопрос 81. Коррекционная работа при ДЦП
1. Основные цели коррекционной работы |
2. Комплексный характер коррекционной работы |
3. Основные принципы коррекционно-педагогической работы |
4. Направления коррекции в дошкольном возрасте |
5. Задачи логопедической работы |
еской работы
1. Основными целями коррекционной работы при ДЦП, по определению О.Г. Приходько, являются:
✓ оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической, социальной помощи;
✓ обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения.
2. Лечебно-профилактическая работа должна быть комплексной,
что означает:
✓ согласованность действий специалистов различного профиля (невропатолог, психоневролог, врач ЛФК, логопед, дефектолог, психолог, воспитатель);
✓ необходимость общей позиции при обследовании, лечении, психолого-педагогической коррекции.
Комплексное восстановительное лечение ДЦП включает:
✓ медикаментозные средства;
✓ различные виды массажа;
✓ лечебную физкультуру;
✓ ортопедическую помощь;
✓ физиотерапевтические процедуры.
3. Основные принципы коррекционно-педагогической работы:
✓ комплексный характер коррекционно-педагогической работы;
✓ раннее начало онтогенетического последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции;
✓ организация работы в рамках ведущей деятельности (стимуляция основного для данного возраста вида деятельности):
. младенческий возраст (до 1 года) — эмоциональное общение со взрослыми;
• ранний возраст — (от 1 года до 3 лет) — предметная деятельность;
. школьный возраст — учебная деятельность;
✓ наблюдение за ребенком в динамике продолжающегося психоречевого развития;
✓ тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка:
. необходима такая организация среды (быта, досуга, воспитания), которая могла бы максимальным образом стимулировать развитие ребенка, сглаживать негативное влияние заболевания;
• родители — основные участники педагогической помощи при ДЦП;
• активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность;
• доброе, терпеливое отношение должно сочетаться с требовательностью.
4. Направления коррекционно-педагогической работы в дошкольном возрасте:
✓ развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими;
✓ стимуляция сенсорных функций, формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений;
✓ развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности;
✓ формирование математических представлений;
✓ развитие зрительно-моторной координации и функциональных возможностей кисти и пальцев; подготовка к овладению письмом;
✓ воспитание навыков самообслуживания и гигиены.
5. Задачи логопедической работы:
✓ развитие (и облегчение) речевого общения, улучшение разборчивости письма;
✓ нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;
✓ развитие речевого дыхания, голоса, просодики;
✓ формирование силы, продолжительности, управляемости голоса в речевом потоке;
✓ выработка синхронности дыхания, голоса и артикуляции;
✓ коррекция нарушений произношения. Использованные источники:
Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 326—329. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. С. 210-218.