Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 82. Система специализированной помощи детям, страдающим церебральным параличом

    Содержание материала

    Вопрос 82. Система специализированной помощи детям, страдающим церебральным параличом

    1. Сеть специализированных учреждений

    2. Специализированные детские сады

    3. Специализированные школы-интернаты

    4. Надобное обучение

    5. Трудовое воспитание, профориентация

    6. Профессиональное образование

    7. Социальная реабилитация


    1.  Для  детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в нашей стране (в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах) имеется сеть специализированных учреждений разноведомственного подчинения:

    ✓ поликлиники;

    ✓ неврологические отделения и психоневрологические больницы;

    ✓ специализированные санатории;

    ✓ ясли-сады;

    ✓ школы-интернаты;

    ✓ реабилитационные центры.

    Дети, проживающие в маленьких городах или сельской местности, к сожалению, не имеют возможности обучаться в специализированных учреждениях.

    2.  В специализированных детских садах осуществляется:

    ✓ коррекционное обучение, воспитание;

    ✓ подготовка к школе детей, имеющих различные нарушения опорно-двигательного аппарата.

    Цель воспитания — всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями.

    3.  Специализированные школы-интернаты:

    ✓ 60—70% детей с церебральным параличом обучаются в данных учреждениях.

    Задачи специализированного образовательного процесса:

    ✓ сочетание обучения и воспитания с лечебной работой;

    ✓ трудовая подготовка;

    ✓ профессиональная ориентация.

    Содержание коррекционно-педагогической работы:

    ✓ последовательное развитие познавательной деятельности;

    ✓ коррекция нарушений познавательной деятельности;

    ✓ коррекция высших корковых функций;

    ✓ воспитание устойчивых форм поведения и деятельности. Задачи подготовительного класса:

    ✓ выявление состояния интеллекта;

    ✓ подготовка к дельнейшему обучению в школе по адаптированной программе (массовой или специальной).

    4.  Как отмечает Л.И. Аксенова, надомное образование детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата имеет много недостатков".

    ✓ сокращенная общеобразовательная программа;

    ✓ нерегулярность домашних уроков;

    ✓ изоляция ученика от общества сверстников;

    ✓ отсутствие возможности профориентации.

    5.  Трудовое воспитание осуществляется:

    ✓ в процессе повседневной жизни;

    ✓ на специальных занятиях по трудотерапии. Профориентация проводится в течение всего образовательного процесса.

    Цель профориентации: подготовка к будущей профессии детей с церебральным параличом в соответствии с психофизиологическими возможностями, интересами воспитанников.

    В школах-интернатах имеются трудовые мастерские: швейные, столярные, слесарные.

    Детей обучают делопроизводству, машинописи, фотоделу, садоводству и другим специальностям.

    6. Профессиональное образование: льготное поступление в профессионально-технические училища, техникумы, высшие учебные заведения.

    Функционирует сеть специализированных профтехучилищ Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

    Проводится экспертиза трудоспособности. При трудоустройстве инвалидов строго следуют рекомендациям врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК).

    Можно овладеть профессиями (при сохранном интеллекте):

    ✓ программиста;

    ✓ экономиста;

    ✓ бухгалтера;

    ✓ библиотекаря;

    ✓ переводчика и др.

    7.  Современная зарубежная концепция нормализации включает комплексные программы развития личности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, основанные:

    ✓ на полноценном восстановлении мышц;

    ✓ обучении и воспитании;

    ✓ социальной реабилитации. Использованные источники:

    Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 329—331. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. С. 136-138.

    Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. С. 40—41.


    Please publish modules in offcanvas position.