Вопрос 82. Система специализированной помощи детям, страдающим церебральным параличом
1. Сеть специализированных учреждений |
2. Специализированные детские сады |
3. Специализированные школы-интернаты |
4. Надобное обучение |
5. Трудовое воспитание, профориентация |
6. Профессиональное образование |
7. Социальная реабилитация |
1. Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в нашей стране (в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах) имеется сеть специализированных учреждений разноведомственного подчинения:
✓ поликлиники;
✓ неврологические отделения и психоневрологические больницы;
✓ специализированные санатории;
✓ ясли-сады;
✓ школы-интернаты;
✓ реабилитационные центры.
Дети, проживающие в маленьких городах или сельской местности, к сожалению, не имеют возможности обучаться в специализированных учреждениях.
2. В специализированных детских садах осуществляется:
✓ коррекционное обучение, воспитание;
✓ подготовка к школе детей, имеющих различные нарушения опорно-двигательного аппарата.
Цель воспитания — всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями.
3. Специализированные школы-интернаты:
✓ 60—70% детей с церебральным параличом обучаются в данных учреждениях.
Задачи специализированного образовательного процесса:
✓ сочетание обучения и воспитания с лечебной работой;
✓ трудовая подготовка;
✓ профессиональная ориентация.
Содержание коррекционно-педагогической работы:
✓ последовательное развитие познавательной деятельности;
✓ коррекция нарушений познавательной деятельности;
✓ коррекция высших корковых функций;
✓ воспитание устойчивых форм поведения и деятельности. Задачи подготовительного класса:
✓ выявление состояния интеллекта;
✓ подготовка к дельнейшему обучению в школе по адаптированной программе (массовой или специальной).
4. Как отмечает Л.И. Аксенова, надомное образование детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата имеет много недостатков".
✓ сокращенная общеобразовательная программа;
✓ нерегулярность домашних уроков;
✓ изоляция ученика от общества сверстников;
✓ отсутствие возможности профориентации.
5. Трудовое воспитание осуществляется:
✓ в процессе повседневной жизни;
✓ на специальных занятиях по трудотерапии. Профориентация проводится в течение всего образовательного процесса.
Цель профориентации: подготовка к будущей профессии детей с церебральным параличом в соответствии с психофизиологическими возможностями, интересами воспитанников.
В школах-интернатах имеются трудовые мастерские: швейные, столярные, слесарные.
Детей обучают делопроизводству, машинописи, фотоделу, садоводству и другим специальностям.
6. Профессиональное образование: льготное поступление в профессионально-технические училища, техникумы, высшие учебные заведения.
Функционирует сеть специализированных профтехучилищ Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
Проводится экспертиза трудоспособности. При трудоустройстве инвалидов строго следуют рекомендациям врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК).
Можно овладеть профессиями (при сохранном интеллекте):
✓ программиста;
✓ экономиста;
✓ бухгалтера;
✓ библиотекаря;
✓ переводчика и др.
7. Современная зарубежная концепция нормализации включает комплексные программы развития личности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, основанные:
✓ на полноценном восстановлении мышц;
✓ обучении и воспитании;
✓ социальной реабилитации. Использованные источники:
Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 329—331. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. С. 136-138.
Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. С. 40—41.