Вопрос 83. Основные группы детей с сочетанными нарушениями
1. Понятие о сложном нарушении развития |
2. Три основные группы |
3. Значение психолого-педагогического изучения детей с сочетанными нарушениями |
Иногда у ребенка бывает сложный дефект — сочетание двух и более нарушений, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности воспитания и обучения ребенка. Например: одновременные нарушения зрения и слуха, зрения и речи, слуха и моторики и т. д.
При осложненном дефекте возможно выделение (определение) ведущего, или главного, нарушения и осложняющих его расстройств. Например: у умственно отсталого ребенка могут быть снижение слуха или зрения, эмоциональные или поведенческие нарушения, дефекты опорно-двигательной сферы, речи.
К множественным нарушениям относится сочетание у одного ребенка целого ряда небольших нарушений, которые имеют отрицательный кумулятивный (лат. cumulatio — увеличение, скопление) эффект. Например: при сочетании небольших нарушений моторики, зрения и слуха у ребенка может иметь место выраженное недоразвитие речи.
2. В.Н. Чулков выделяет три основные группы детей с сочетан- ными нарушениями:
✓ дети с двумя выраженными психофизическими нарушениями,
каждое из которых может вызвать аномалию развития:
• •
✓ дети, имеющие одно существенное психофизическое нарушение (ведущее) и сопутствующее ему другое нарушение, выраженное в слабой степени, но заметно отягошаюшее ход развития: умственно отсталые дети с небольшим снижением слуха (так называемый "осложненный" дефект);
✓ дети с множественными нарушениями (три и более первичных нарушений, выраженных в разной степени и приводящих к значительным отклонениям в развитии ребенка): умственно отсталые слабовидящие глухие дети.
Дети с указанными выше сочетанными нарушениями составляют в среднем 40% контингента специальных образовательных учреждений.
3. Обучение и воспитание детей со сложными нарушениями — малоизученная проблема специальной педагогики.
Наиболее разработанной в настоящее время является проблема обучения и воспитания слепоглухонемых детей.
Слепоглухонемые дети, не получившие специального обучения и воспитания, отличаются глубоким недоразвитием психики. Они страдают глубокими нарушениями зрения, слуха и связанным с глухотой отсутствием речи. Если слух потерян в возрасте до 5 лет, когда речь еще окончательно не сформировалась, то без специальных занятий речь ребенка распадается. Слепоглухонемые дети лишены возможности обычного общения с людьми, их связь с внешним миром крайне ограничена, поэтому их развитие существенно отличается от развития не только нормальных детей, но и других категорий аномальных детей.
Ранняя диагностика сложного дефекта — первоочередная задача специальной педагогики.
В ранней диагностике усиливается значение нейрофизиологических методов объективного исследования.
Значительные трудности возникают при квалификации отклонений в умственном, эмоциональном развитии ребенка и выяснении их причин.
Важное значение имеет медико-генетическое исследование, так как большинство сложных нарушений связано с действием генетического фактора.
Использованные источники:
Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 332—335. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. С. 146-147.
Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. С. 41. Коррекционная педагогика. С. 42—43.