Вопрос 84. Развитие и образование детей со сложным дефектом
1. Задачи психолого-педагогического сопровождения развития ребенка со сложным дефектом |
2. Психолого-педагогические основы развития и образования детей со сложным дефектом |
3. Пути и способы организации специального образования |
Особая отягощенность условий раннего развития ребенка со сложным дефектом — общая закономерность данной категории детей.
Наличие нескольких первичных нарушений — причина недоразвития отдельных функций (предметные действия, формирование
образов предметов, пространственная ориентировка, моторика, эмоционально-чувственный контакт со взрослыми, общение), а также общей задержки психического развития.
В.Н. Чулков отмечает, что задачи последующей компенсации аномалий развития становятся более всеобъемлющими не только в силу сложности нарушения, но и в силу существенного отставания в развитии, связанного с упущенными возможностями ранней компенсации дефекта. Необходимо — выявить пути развития ориентировочной деятельности ребенка, реальные и перспективные направления компенсации сложного дефекта; вывести ребенка из культурного тупика, из ситуации изолированности от окружающего мира (материально-предметного и социального). Принципиально важным является вопрос о степени сохранности интеллектуального развития.
2. Условия, обеспечивающие усвоение слепоглухонемым ребенком знаний и формирование у него специфически человеческого поведения (проф. А.И. Мещеряков, 1974):
✓ практические действия с предметами (в том числе орудийные);
✓ использование социальных способов действия с вещами, входящими в непосредственное окружение человека;
✓ направленность действий на удовлетворение потребностей ребенка.
Данные условия — основа психолого-педагогической организации жизни ребенка со сложным дефектом.
Первые средства общения со слепоглухонемыми ребенком — жесты, обозначающие предметы и действия. В последующем от отдельных жестов переходят к дактильным словам, воспринимаемым посредством осязания. На базе дактилологии при помощи специальных приемов слепоглухонемых обучают рельефно-точечному шрифту Брайля и, если позволяет остаточное зрение, плоскопечатному шрифту.
Формирование устной речи ведется главным образом с использованием осязания.
Для обучения детей школьного возраста применяют специальные технические средства обучения — телетактор, а для детей с остаточным зрением — визуальные дисплеи.
Специальное образование — решающий фактор социальной реабилитации учащихся со сложными нарушениями развития.
Содержательные области специального образования, имеющие наиболее существенное значение:
трудовое обучение (включая бытовой труд и домоводство);
✓ профессионально-трудовое обучение;
✓ социально-бытовая ориентировка.
3. Система помощи детям со сложными нарушениями в нашей стране находится в стадии становления.
Специальную помощь некоторым категориям детей со сложными нарушениями оказывают отдельные учреждения системы Министерства здравоохранения и социального развития России.
В детском доме для слепоглухих (г. Сергиев Посад Московской области) воспитываются и обучаются дети с комбинированным нарушением зрения и слуха, а также с множественными нарушениями.
Возраст воспитанников — от 3 до 18 лет. Учреждение рассчитано на 100 детей. Специфика работы детского дома:
✓ осуществляется общеобразовательная и трудовая подготовка детей, их нравственное воспитание, умственное и физическое развитие;
✓ решаются специальные задачи — формирование познавательной и практической деятельности воспитанников;
✓ развитие их пространственной ориентировки;
✓ обучение словесной речи в ее различных формах;
✓ включение слепоглухонемых подростков в социально-бытовое окружение;
✓ освоение доступной профессии.
Обучение и воспитание проводится по специальным учебным планам и программам, разработанным в Институте коррекционной педагогики РАО (учебные занятия в классе — 30 часов в неделю; внеклассные занятия).
Широко используются специальные технические средства (звукоусиливающая аппаратура, оптические средства, телетакторы для общения слепоглухих).
В детском доме функционируют:
✓ дошкольное и школьное отделения;
✓ учебно-трудовые группы;
✓ группы для детей с множественными нарушениями.
После окончания школы выпускники могут продолжить свое образование в специальных вечерних школах. Трудоустройство слепоглухих выпускников — острая проблема сегодняшнего дня.
Организуются новые перспективные профили трудового обучения:
✓ изготовление мягкой игрушки;
✓ керамика;
✓ декоративное творчество и др.
Наряду с государственными специализированными учреждениями, оказывающими помощь детям со сложным дефектом, в нашей стране создаются частные организации, занимающиеся проблемами обучения и воспитания данной категории детей:
✓ Ассоциация "Даун-синдром" (Москва);
✓ Центр лечебной педагогики (Москва);
✓ Центр психолого-педагогической реабилитации "Родник" (Москва);
✓ Школа святого Георгия (Москва);
✓ Лечебно-педагогический центр (Псков) и др.
Дети со сложным дефектом развития чаше всего получают ограниченное по времени надомное образование или находятся в обычных классах специального образовательного учреждения. Использованные источники:
Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 335—342. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. С. 146-156.
Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. С. 41.