Вопрос 85. Профилактика, раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии
1. Необходимость создания системы ранней помощи |
2. Задачи создания системы ранней помощи |
3. Опыт организации ранней помощи за рубежом и в России |
4. Дальнейшее развитие специального образования |
Современные социально-экономические условия диктуют необходимость создания в нашей стране системы ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии.
Специалисты отмечают:
✓ снижение воспитательного потенциала семьи (ослабление нравственно-этических норм, традиций; возрастание напряженности отношений в семье и т. п.);
ухудшение состояния здоровья детей (до 80% новорожденных — физиологически незрелые; около 70% — имеют диагностированное перинатальное поражение нервной системы); увеличение рождаемости недоношенных детей с критически низкой массой тела — от 700 до 1100 г.
2. Реформирование системы специального образования позволит осуществить:
✓ максимально ранее выявление и диагностику особых образовательных потребностей ребенка и его семьи;
✓ максимальное сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционной помощи;
✓ построение всех необходимых коррекционно-педагогических программ обучения, использование специфических методов, приемов, средств обучения;
✓ обязательное включение родителей в коррекционный процесс на основе выявления положительных сторон семьи и активизации ее реабилитационного потенциала.
3. В США и странах Европы создание систем и программ ранней помощи началось с 70-х гг. XX в.
Ранняя помощь была ориентирована на удовлетворение социальных потребностей нормально развивающихся детей и детей с риском отставания в развитии от рождения до 3 лет. В США помощь детям в семьях групп риска осуществляется по следующим направлениям:
✓ оценка уровня развития ребенка;
✓ консультация семьи;
✓ специальная система образования родителей;
✓ организация развивающей среды для младенцев;
✓ охват образованием различных сфер развития младенца. Службы социально-педагогической помощи проблемным детям младенческого и раннего возраста решают такие задачи:
✓ выявление специальных образовательных потребностей детей в связи с нарушениями развития в той или иной сфере;
✓ развитие специальной системы образования родителей;
✓ организация развивающей среды;
✓ социальное и психологическое сопровождение ребенка и семьи;
✓ координация всех видов помощи, оказываемой ребенку в семье. Происходило параллельное становление системы раннего психотерапевтического воздействия (одновременная работа с родителями и младенцами).
В нашей стране пока сделаны первые шаги по организации государственной системы ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии. Такую помощь получают, например, дети с нарушенным слухом.
В Санкт-Петербурге реализуется городская социальная программа "Абшштация младенцев".
4. Необходимо разработать стратегию и тактику создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям.
По мнению Ю.А. Разенковой, опорным структурным элементом государственной системы должны стать региональные, городские и муниципальные центры и учреждения, создаваемые на основе семейно-ориентированного и междисциплинарного подходов к организации деятельности. Использованные источники:
Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 345—351.