Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 85. Профилактика, раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии

    Содержание материала

    Вопрос 85. Профилактика, раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии

    1. Необходимость создания системы ранней помощи

    2. Задачи создания системы ранней помощи

    3. Опыт организации ранней помощи за рубежом и в России

    4. Дальнейшее развитие специального образования


     Современные социально-экономические условия диктуют необходимость создания в нашей стране системы ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии.

    Специалисты отмечают:

    ✓ снижение воспитательного потенциала семьи (ослабление нравственно-этических норм, традиций; возрастание напряженности отношений в семье и т. п.);

    ухудшение состояния здоровья детей (до 80% новорожденных — физиологически незрелые; около 70% — имеют диагностированное перинатальное поражение нервной системы); увеличение рождаемости недоношенных детей с критически низкой массой тела — от 700 до 1100 г.

    2.  Реформирование системы специального образования позволит осуществить:

    ✓ максимально ранее выявление и диагностику особых образовательных потребностей ребенка и его семьи;

    ✓ максимальное сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционной помощи;

    ✓ построение всех необходимых коррекционно-педагогических программ обучения, использование специфических методов, приемов, средств обучения;

    ✓ обязательное включение родителей в коррекционный процесс на основе выявления положительных сторон семьи и активизации ее реабилитационного потенциала.

    3.  В США и странах Европы создание систем и программ ранней помощи началось с 70-х гг. XX в.

    Ранняя помощь была ориентирована на удовлетворение социальных потребностей нормально развивающихся детей и детей с риском отставания в развитии от рождения до 3 лет. В США помощь детям в семьях групп риска осуществляется по следующим направлениям:

    ✓ оценка уровня развития ребенка;

    ✓ консультация семьи;

    ✓ специальная система образования родителей;

    ✓ организация развивающей среды для младенцев;

    охват образованием различных сфер развития младенца. Службы социально-педагогической помощи проблемным детям младенческого и раннего возраста решают такие задачи:

    ✓ выявление специальных образовательных потребностей детей в связи с нарушениями развития в той или иной сфере;

    ✓ развитие специальной системы образования родителей;

    ✓ организация развивающей среды;

    ✓ социальное и психологическое сопровождение ребенка и семьи;

    ✓ координация всех видов помощи, оказываемой ребенку в семье. Происходило параллельное становление системы раннего психотерапевтического воздействия (одновременная работа с родителями и младенцами).

    В нашей стране пока сделаны первые шаги по организации государственной системы ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии. Такую помощь получают, например, дети с нарушенным слухом.

    В Санкт-Петербурге реализуется городская социальная программа "Абшштация младенцев".

    4. Необходимо разработать стратегию и тактику создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям.

    По мнению Ю.А. Разенковой, опорным структурным элементом государственной системы должны стать региональные, городские и муниципальные центры и учреждения, создаваемые на основе семейно-ориентированного и междисциплинарного подходов к организации деятельности. Использованные источники:

    Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 345—351.


    Please publish modules in offcanvas position.