Вопрос 86. Современное понятие интеграции
1. Определение социальное интеграции |
2. Концепция нормализации |
3. Основные принципы интеграционной модели |
4. Условия организации социальной среды |
Социальная интеграция (применительно к лицам с особыми образовательными требованиями) — полное, равноправное включение во все необходимые сферы жизни социума, достижение возможности полноценной независимой жизни и самореализации в обществе, в соответствии с особыми потребностями.
Сущность концепции нормализации (Нирье, 1976) состоит в том, что люди с ограниченными возможностями при соответствующих условиях могут усвоить социально значимые навыки и стереотипы поведения, которые считаются необходимыми для
нормального социального функционирования наравне с другими членами общества, для того, чтобы жить в обществе независимой жизнью в соответствии со своими особыми потребностями.
Данная концепция — основа интеграционной модели современной социальной политики западных стран.
3. Л.И. Аксенова определяет следующие основные принципы этой модели:
✓ каждый человек способен на развитие и обучение в соответствии со своими возможностями при организации адекватных условий для этого;
✓ ответственность за создание особых условий развития и обучения для человека с ограниченным потенциалом возможностей берут на себя в первую очередь государство и общество, создавая социальные институты коррекционно-компенсаторной направленности;
✓ необходимо целенаправленное формирование общественного восприятия человека с особыми потребностями в плане соответствия его социального статуса статусу обычного человека;
✓ необходимо обеспечить равенство в правах для лиц с отклонениями в развитии — права:
• на выживание;
•
жизни и т. д.
Указанные выше принципы закреплены в международных и государственных правовых документах.
4. Условия организации социальной среды для лиц с ограничениями
(по определению Л.И. Аксеновой):
✓ обеспечение условий для жизни и воспитания ребенка в родной семье (организация гарантированных государством долгосрочных мер социального обслуживания семьи, имеющей ребенка с отклонениями в развитии, в том числе адекватной финансовой поддержки);
✓ интеграция ресурсов государственной и общественной сфер в пространстве социальной помощи лицам с нарушениями и их семьям;
✓ целостный подход к организации социально-педагогической деятельности в пространстве социальной помощи на основе взаимосвязи между различными компонентами, ее составляющими (включая правовые, социально-медицинские, социально-психологические, образовательные и другие аспекты);
✓ единство действий семьи и социальных институтов в пространстве социальной помощи (создание системы социальных служб с обязательным обучением родителей и других членов семьи специфическим способам общения, воспитания и обучения ребенка и включением их в процесс социально- педагогической деятельности);
✓ обеспечение интегрированного обучения детей с отклонениями в среде здоровых сверстников в соответствии с индивидуальными программами обучения, включающими обучение социально значимым навыкам и стандартам поведения в обществе;
✓ обеспечение взрослых людей с отклонениями в развитии жилищными условиями, позволяющими им вести независимую жизнь в обществе;
✓ внедрение специальных программ по профессиональному обучению таких лиц, содействию в их трудоустройстве и поддержке в трудовой деятельности.
Использованные источники:
Аксенова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании. С. 88-90.
Социальная защита инвалидов: Нормативные акты и документы / Под ред. П.М. Маргиева. — М.: Юридическая литература, 1994. С. 675-678.