Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 86. Современное понятие интеграции

    Содержание материала

    Вопрос 86. Современное понятие интеграции

    1. Определение социальное интеграции

    2. Концепция нормализации

    3. Основные принципы интеграционной модели

    4. Условия организации социальной среды


         Социальная интеграция (применительно к лицам с особыми образовательными требованиями) — полное, равноправное включение во все необходимые сферы жизни социума, достижение возможности полноценной независимой жизни и самореализации в обществе, в соответствии с особыми потребностями.

         Сущность концепции нормализации (Нирье, 1976) состоит в том, что люди с ограниченными возможностями при соответствующих условиях могут усвоить социально значимые навыки и стереотипы поведения, которые считаются необходимыми для

    нормального социального функционирования наравне с другими членами общества, для того, чтобы жить в обществе независимой жизнью в соответствии со своими особыми потребностями.

    Данная концепция — основа интеграционной модели современной социальной политики западных стран.

    3.  Л.И. Аксенова определяет следующие основные принципы этой модели:

    ✓ каждый человек способен на развитие и обучение в соответствии со своими возможностями при организации адекватных условий для этого;

    ✓ ответственность за создание особых условий развития и обучения для человека с ограниченным потенциалом возможностей берут на себя в первую очередь государство и общество, создавая социальные институты коррекционно-компенсаторной направленности;

    ✓ необходимо целенаправленное формирование общественного восприятия человека с особыми потребностями в плане соответствия его социального статуса статусу обычного человека;

    ✓ необходимо обеспечить равенство в правах для лиц с отклонениями в развитии — права:

    •   на выживание;

    •  

    жизни и т. д.

    Указанные выше принципы закреплены в международных и государственных правовых документах.

    4.  Условия организации социальной среды для лиц с ограничениями

    (по определению Л.И. Аксеновой):

    ✓ обеспечение условий для жизни и воспитания ребенка в родной семье (организация гарантированных государством долгосрочных мер социального обслуживания семьи, имеющей ребенка с отклонениями в развитии, в том числе адекватной финансовой поддержки);

    ✓ интеграция ресурсов государственной и общественной сфер в пространстве социальной помощи лицам с нарушениями и их семьям;

    целостный подход к организации социально-педагогической деятельности в пространстве социальной помощи на основе взаимосвязи между различными компонентами, ее составляющими (включая правовые, социально-медицинские, социально-психологические, образовательные и другие аспекты);

    единство действий семьи и социальных институтов в пространстве социальной помощи (создание системы социальных служб с обязательным обучением родителей и других членов семьи специфическим способам общения, воспитания и обучения ребенка и включением их в процесс социально- педагогической деятельности);

    обеспечение интегрированного обучения детей с отклонениями в среде здоровых сверстников в соответствии с индивидуальными программами обучения, включающими обучение социально значимым навыкам и стандартам поведения в обществе;

    обеспечение взрослых людей с отклонениями в развитии жилищными условиями, позволяющими им вести независимую жизнь в обществе;

    внедрение специальных программ по профессиональному обучению таких лиц, содействию в их трудоустройстве и поддержке в трудовой деятельности.

    Использованные источники:

    Аксенова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании. С. 88-90.

    Социальная защита инвалидов: Нормативные акты и документы / Под ред. П.М. Маргиева. — М.: Юридическая литература, 1994. С. 675-678.


    Please publish modules in offcanvas position.