Вопрос 87. Интеграция в западных странах
1. Отношение общества к людям с ограниченными возможностями |
2. Становление интеграции на Западе |
3. Понятие включающего образования |
Н.М. Назарова, Л.М. Шипицина выделяют следующие модели отношения общества к людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности:
✓ "Больной человек";
✓ "Недочеловек" (человек — неполноценное существо);
✓ "Угроза обществу' (для общества представляют угрозу: умственно отсталые, глухие, лица с психическими отклонениями);
✓ "Объект жалости" (человек с ограниченными возможностями нуждается в защите);
✓ "Объект обременительной благотворительности" (благотворительность по отношению к людям с ограниченными возможностями рассматривается как экономическое бремя);
✓ "Развитие" (человек с ограниченными возможностями имеет способности к образованию и развитию).
2. Начало 60-х гг. XX в. — вступление западных стран на путь интеграции:
✓ США, 1975 г. — Закон об образовании для всех аномальных (специальное образование ориентировано на обучение в "общем потоке");
✓ Дания, 1980 г. — Закон о реформе образования (введение принципа нормализации отношений с лицами, имеющими ограниченные возможности);
✓ Италия, 1962 г. — реформа школьного образования (интеграционное реформирование школьной образовательной системы).
Конец XX в. — реализация принципа интегрированного подхода
(США, Великобритания, Швеция, Германия, Италия, Скандинавские страны и др.). Направление детей в специальные (кор- рекционные) учреждения — крайняя мера.
3. Понятие включающего образования (Декларация ЮНЕСКО о мерах в социальной политике, 1994) отражает осуществляемое в образовательных учреждениях совместное с нормально развивающимися сверстниками обучение детей, имеющих особые потребности, при обеспечении индивидуальной специальной помощи и поддержки.
Термин "включение" (inclusion) в большей степени соответствует реалиям социальной политики на Западе.
Использованные источники:
Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 353—359.