Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 87. Интеграция в западных странах

    Содержание материала

    Вопрос 87. Интеграция в западных странах

    1. Отношение общества к людям  с ограниченными возможностями

    2. Становление интеграции на Западе

    3. Понятие включающего образования


     Н.М. Назарова, Л.М. Шипицина выделяют следующие модели отношения общества к людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности:

    "Больной человек";

    ✓ "Недочеловек" (человек — неполноценное существо);

    "Угроза обществу' (для общества представляют угрозу: умственно отсталые, глухие, лица с психическими отклонениями);

    "Объект жалости" (человек с ограниченными возможностями нуждается в защите);

    "Объект обременительной благотворительности" (благотворительность по отношению к людям с ограниченными возможностями рассматривается как экономическое бремя);

    "Развитие" (человек с ограниченными возможностями имеет способности к образованию и развитию).

    2.  Начало 60-х гг. XX в. — вступление западных стран на путь интеграции:

    ✓ США, 1975 г. — Закон об образовании для всех аномальных (специальное образование ориентировано на обучение в "общем потоке");

    ✓ Дания, 1980 г. — Закон о реформе образования (введение принципа нормализации отношений с лицами, имеющими ограниченные возможности);

    ✓ Италия, 1962 г. — реформа школьного образования (интеграционное реформирование школьной образовательной системы).

    Конец XX в. — реализация принципа интегрированного подхода

    (США, Великобритания, Швеция, Германия, Италия, Скандинавские страны и др.). Направление детей в специальные (кор- рекционные) учреждения — крайняя мера.

    3.  Понятие включающего образования (Декларация ЮНЕСКО о мерах в социальной политике, 1994) отражает осуществляемое в образовательных учреждениях совместное с нормально развивающимися сверстниками обучение детей, имеющих особые потребности, при обеспечении индивидуальной специальной помощи и поддержки.

    Термин "включение" (inclusion) в большей степени соответствует реалиям социальной политики на Западе.

    Использованные источники:

    Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 353—359.


    Please publish modules in offcanvas position.