Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 88. Интегрированное обучение в России

    Содержание материала

    Вопрос 88. Интегрированное обучение в России

    1. Закон "0 специальном образовании " об интегрированном обучении

    2. Две формы интеграции

    3. Интеграция дошкольников

    4. Совместное обучение в обычном классе

    массовой школы

    5. Специальные классы в образовательных учреждениях общего назначения


    1.  Статья 14 "Интегрированное обучение" Федерального закона " Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)":

    Российская Федерация и ее субъекты способствуют развитию интегрированного обучения;

    для лиц с ограниченными возможностями здоровья организуется интегрированное обучение в соответствии с психолого- педагогическими и медицинскими показаниями (противопоказаниями), если образовательное учреждение интегрированного обучения располагает необходимыми специальными условиями для получения образования.

    2.  В нашей стране развиваются следующие формы интеграции, проблема которой является в настоящее время дискуссионной:

    ✓ интернальная — интеграция внутри системы специального образования (например: слабослышащие дети и дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с нарушениями интеллекта и сенсорной сферы интегрированы в соответствующие специальные образовательные учреждения для глухих (слабослышащих) или слепых (слабовидящих) детей, где обучаются в отдельных классах);

    ✓ экстернальная — взаимодействие специального и массового образования.

    3.  В дошкольных учреждениях комбинированного вида с учетом уровня развития и индивидуальных особенностей развития детей интеграция должна осуществляться в различных ее формах.

    ✓ комбинированная интеграция — дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким норме, самостоятельно себя обслуживающие, по 1—2 чел. воспитываются в массовых группах, получают систематическую коррекционную помощь учителя-дефектолога и педагога-психолога;

    частичная интеграция — дети (1—2 чел.), еще не способные наравне со здоровыми сверстниками овладевать программными требованиями, пребывают лишь часть дня в группе нормально развивающихся сверстников;

    временная интеграция — воспитанники специальной группы вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития и навыков самообслуживания объединяются со здоровыми детьми не реже 1—2 раз в месяц для проведения мероприятий воспитательного характера;

    полная интеграция — дети (1—2 чел.) с отклонениями в развитии, соответствующие или близкие по уровню психофизического и речевого развития возрастной норме, самостоятельно себя обслуживающие, психологически готовые к совместному со здоровыми сверстниками обучению, включаются в обычные группы общеразвивающего детского сада учреждения "Начальная школа — детский сад", при этом они должны получать коррекционную помощь.

    3.  Интегрированное обучение детей, имеющих ограниченные возможности, в обычном классе массовой школы обусловлено:

    ✓ выбором родителей;

    ✓ приближенным к возрастной норме уровнем речевого и общего развития ребенка.

    При этом необходимо:

    ✓ реализовывать индивидуальный подход с учетом особых потребностей данного ребенка;

    ✓ осуществлять специальную коррекционную помощь.

    4.  Специальные классы в образовательных учреждениях общего назначения создаются для детей:

    ✓ с нарушениями интеллекта (если нет соответствующих специальных школ);

    ✓ с задержкой психического развития, нуждающихся в специальных, а не массовых образовательных программах, если нет школ для данной категории детей.

    Специальные классы в массовой школе делятся:

    ✓ на классы коррекции для детей с задержкой психического развития;

    классы педагогической поддержки (компенсирующего обучения). Социологические данные показывают, что:

    28% учащихся имеют хронические заболевания;

    ✓ 45% — функциональные отклонения в физическом и нервно- психическом здоровье;

    ✓ 10% детей можно отнести к категории безнадзорных;

    ✓ каждый четвертый ученик испытывает трудности в обучении. Такие дети — способные к освоению массовых образовательных программ, но испытывающие временные (учебные или адаптационные) затруднения — составляют так называемую "группу риска школьной дезадаптации", для которой и предназначены классы педагогической поддержки (компенсирующего обучения).

    Согласно Положению об организации подобных классов (Закон об образовании, приказ Минобразования России от 08.09.92 № 333) соответствующий вопрос решается на педагогическом совете школы и утверждается местным органом образования. Максимальное число обучающихся — 15 чел.

    Состав педагогической комиссии, направляющей ребенка в класс компенсирующего обучения:

    ✓ завуч по начальному образованию;

    ✓ школьный врач;

    ✓ психолог;

    ✓ специальный педагог.

    Класс может быть сформирован по результатам преддошколь- ного обследования будущих первоклассников.

    Практика показывает, что (по определению Н.М. Назаровой и JI.M. Шипициной) при отсутствии должного психологического сопровождения массовая образовательная школа испытывает значительные затруднения с правильным комплектованием классов компенсирующего обучения и коррекционных классов.

    Классы компенсирующего обучения обычно создаются в начальной школе.

    Учебный wian классов предусматривает:

    ✓ специальные лечебно-оздоровительные и коррекционно-разви- вающие занятия (ритмика, лечебная физкультура, занятия с логопедом, психологическая помощь);

    ✓ увеличение времени занятий по музыке, рисованию;

    ✓ театральные занятия.

    Учащиеся классов педагогической поддержки составляют, как правило, группу продленного дня.

    Н.М. Назарова и Л.И. Шипицина отмечают личностью ориентированный характер компенсирующего обучения, в котором главным является успешность ученика.

    Реализация моделей интегрированного обучения остро нуждается в создании соответствующих условий, что зависит от многих социально-экономических факторов. Использованные источники:

    Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 359—370.

    Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. С. 20.

    Коррекционная педагогика. С. 64—67.


    Please publish modules in offcanvas position.