Вопрос 88. Интегрированное обучение в России
1. Закон "0 специальном образовании " об интегрированном обучении |
2. Две формы интеграции |
3. Интеграция дошкольников |
4. Совместное обучение в обычном классе массовой школы |
5. Специальные классы в образовательных учреждениях общего назначения |
1. Статья 14 "Интегрированное обучение" Федерального закона " Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)":
✓ Российская Федерация и ее субъекты способствуют развитию интегрированного обучения;
✓ для лиц с ограниченными возможностями здоровья организуется интегрированное обучение в соответствии с психолого- педагогическими и медицинскими показаниями (противопоказаниями), если образовательное учреждение интегрированного обучения располагает необходимыми специальными условиями для получения образования.
2. В нашей стране развиваются следующие формы интеграции, проблема которой является в настоящее время дискуссионной:
✓ интернальная — интеграция внутри системы специального образования (например: слабослышащие дети и дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с нарушениями интеллекта и сенсорной сферы интегрированы в соответствующие специальные образовательные учреждения для глухих (слабослышащих) или слепых (слабовидящих) детей, где обучаются в отдельных классах);
✓ экстернальная — взаимодействие специального и массового образования.
3. В дошкольных учреждениях комбинированного вида с учетом уровня развития и индивидуальных особенностей развития детей интеграция должна осуществляться в различных ее формах.
✓ комбинированная интеграция — дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким норме, самостоятельно себя обслуживающие, по 1—2 чел. воспитываются в массовых группах, получают систематическую коррекционную помощь учителя-дефектолога и педагога-психолога;
✓ частичная интеграция — дети (1—2 чел.), еще не способные наравне со здоровыми сверстниками овладевать программными требованиями, пребывают лишь часть дня в группе нормально развивающихся сверстников;
✓ временная интеграция — воспитанники специальной группы вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития и навыков самообслуживания объединяются со здоровыми детьми не реже 1—2 раз в месяц для проведения мероприятий воспитательного характера;
✓ полная интеграция — дети (1—2 чел.) с отклонениями в развитии, соответствующие или близкие по уровню психофизического и речевого развития возрастной норме, самостоятельно себя обслуживающие, психологически готовые к совместному со здоровыми сверстниками обучению, включаются в обычные группы общеразвивающего детского сада учреждения "Начальная школа — детский сад", при этом они должны получать коррекционную помощь.
3. Интегрированное обучение детей, имеющих ограниченные возможности, в обычном классе массовой школы обусловлено:
✓ выбором родителей;
✓ приближенным к возрастной норме уровнем речевого и общего развития ребенка.
При этом необходимо:
✓ реализовывать индивидуальный подход с учетом особых потребностей данного ребенка;
✓ осуществлять специальную коррекционную помощь.
4. Специальные классы в образовательных учреждениях общего назначения создаются для детей:
✓ с нарушениями интеллекта (если нет соответствующих специальных школ);
✓ с задержкой психического развития, нуждающихся в специальных, а не массовых образовательных программах, если нет школ для данной категории детей.
Специальные классы в массовой школе делятся:
✓ на классы коррекции для детей с задержкой психического развития;
✓ классы педагогической поддержки (компенсирующего обучения). Социологические данные показывают, что:
28% учащихся имеют хронические заболевания;
✓ 45% — функциональные отклонения в физическом и нервно- психическом здоровье;
✓ 10% детей можно отнести к категории безнадзорных;
✓ каждый четвертый ученик испытывает трудности в обучении. Такие дети — способные к освоению массовых образовательных программ, но испытывающие временные (учебные или адаптационные) затруднения — составляют так называемую "группу риска школьной дезадаптации", для которой и предназначены классы педагогической поддержки (компенсирующего обучения).
Согласно Положению об организации подобных классов (Закон об образовании, приказ Минобразования России от 08.09.92 № 333) соответствующий вопрос решается на педагогическом совете школы и утверждается местным органом образования. Максимальное число обучающихся — 15 чел.
Состав педагогической комиссии, направляющей ребенка в класс компенсирующего обучения:
✓ завуч по начальному образованию;
✓ школьный врач;
✓ психолог;
✓ специальный педагог.
Класс может быть сформирован по результатам преддошколь- ного обследования будущих первоклассников.
Практика показывает, что (по определению Н.М. Назаровой и JI.M. Шипициной) при отсутствии должного психологического сопровождения массовая образовательная школа испытывает значительные затруднения с правильным комплектованием классов компенсирующего обучения и коррекционных классов.
Классы компенсирующего обучения обычно создаются в начальной школе.
Учебный wian классов предусматривает:
✓ специальные лечебно-оздоровительные и коррекционно-разви- вающие занятия (ритмика, лечебная физкультура, занятия с логопедом, психологическая помощь);
✓ увеличение времени занятий по музыке, рисованию;
✓ театральные занятия.
Учащиеся классов педагогической поддержки составляют, как правило, группу продленного дня.
Н.М. Назарова и Л.И. Шипицина отмечают личностью ориентированный характер компенсирующего обучения, в котором главным является успешность ученика.
Реализация моделей интегрированного обучения остро нуждается в создании соответствующих условий, что зависит от многих социально-экономических факторов. Использованные источники:
Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 359—370.
Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. С. 20.
Коррекционная педагогика. С. 64—67.