Вопрос 89. Педагогика М. Монтессори
1. Общая характеристика системы М. Монтессори |
2. Методика сенсорного воспитания |
3. Краткие биографические данные |
1. Система М. Монтессори (1870—1952), итальянского врача- психиатра, педагога, лауреата Нобелевской премии мира, основана на идеях свободного воспитания. Исходя из "спонтанного развития ребенка", Монтессори:
✓ пришла к отрицанию активной воспитывающей роли педагога: взрослые, навязывая детям собственные установки, тормозят их естественное развитие;
✓ видела задачи воспитания в создании таких условий, которые соответствуют потребностям ребенка, помогут выявить его запросы и способствуют его самовоспитанию и самообучению. Стремясь поставить обучение и воспитание на научную основу, Монтессори применила в педагогике фундаментальные принципы экспериментальных наук.
Главная форма воспитания и обучения по системе Монтессори — самостоятельные индивидуальные занятия детей или специально разработанный Монтессори индивидуальный урок, основа которого — сжатость, простота и объективность (т. е. максимальное сосредоточение ребенка на предмете занятия).
Дошкольное учреждение Монтессори рассматривала как лабораторию для изучения психической жизни детей, в которой педагог — наблюдатель-экспериментатор, тщательно класси- фицируюший учебную ситуацию, дидактический материал и максимально точно оценивающий достигнутые результаты. Опосредованное руководство воспитателя, согласно Монтессори, осуществляется на основе автодидактизма: дети свободно выбирают занятия, но выполняют его так, как задумал педагог, — в рамках, предусмотренных при создании стандартизированного дидактического материала (кубы-вклацыши, рамки с гнездами разнообразной формы и вкладыши для заполнения этих гнезд и т. п.).
Устройство дидактического материала позволяет ребенку самостоятельно обнаруживать свои ошибки. Исправление ошибок требует сосредоточенности, внимания, наблюдательности, терпения, упражняет волю, способствует воспитанию дисциплинированности и ответственности ребенка.
Упражнение "активности" — главное в занятиях, а задача приобретения знаний является попутной.
2. Основа обучения в дошкольном и младшем школьном возрасте, по Монтессори, — сенсорное воспитание, которое осуществляется с помощью организации окружающей среды и занятий с дидактическим материалом.
Для тренировки органов чувств Монтессори рекомендовала исключать всякие отвлекающие влияния: при упражнении одного органа "выключать" остальные (например, для развития более тонкого осязания у детей завязывать им глаза). Эффективность в обучении Монтессори связывала с выделением особых ("сензитивных") периодов повышенной восприимчивости детей к воздействиям окружающей среды: 0—6, 6—12, 12-18 лет.
Первая фаза (от 0 до 6 лет) является наиболее сензитивной для сенсорного развития. Она характеризуется глобальной ориентацией познавательной активности ребенка на формирование чувственного образа окружающего мира.
Игры, занятия, упражнения с дидактическими материалами позволяют развивать зрительно-различительное восприятие размеров, форм, цветов, распознавать звуки.
По системе М. Монтессори работают сегодня образовательные учреждения во многих странах мира, в том числе в России.
3. Краткие биографические данные Марии Монтесори:
✓ 1896 г. — выпускница медицинского факультета Римского университета, доктор физиологии и гигиены; работа с умственно отсталыми детьми в клинике, развитие идей французского врача и педагога Э. Сеген (особенно дидактического материала для умственно отсталых);
✓ с 1907 г. — воспитание дошкольников в детском саду;
✓ начало 40-х гг. XX в. — оформление педагогической системы М. Монтессори, мировое признание и известность. Использованные источники:
Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. С 151-152.
Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Под. ред. Т.Н. Ерофеевой. — М.: Академия, 2000. С. 164-170.