Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 89. Педагогика М. Монтессори

    Содержание материала

    Вопрос 89. Педагогика М. Монтессори

    1. Общая характеристика системы М. Монтессори

    2. Методика сенсорного воспитания

    3. Краткие биографические данные


    1. Система М. Монтессори (1870—1952), итальянского врача- психиатра, педагога, лауреата Нобелевской премии мира, основана на идеях свободного воспитания. Исходя из "спонтанного развития ребенка", Монтессори:

    ✓ пришла к отрицанию активной воспитывающей роли педагога: взрослые, навязывая детям собственные установки, тормозят их естественное развитие;

    ✓ видела задачи воспитания в создании таких условий, которые соответствуют потребностям ребенка, помогут выявить его запросы и способствуют его самовоспитанию и самообучению. Стремясь поставить обучение и воспитание на научную основу, Монтессори применила в педагогике фундаментальные принципы экспериментальных наук.

    Главная форма воспитания и обучения по системе Монтессори — самостоятельные индивидуальные занятия детей или специально разработанный Монтессори индивидуальный урок, основа которого — сжатость, простота и объективность (т. е. максимальное сосредоточение ребенка на предмете занятия).

    Дошкольное учреждение Монтессори рассматривала как лабораторию для изучения психической жизни детей, в которой педагог — наблюдатель-экспериментатор, тщательно класси- фицируюший учебную ситуацию, дидактический материал и максимально точно оценивающий достигнутые результаты. Опосредованное руководство воспитателя, согласно Монтессори, осуществляется на основе автодидактизма: дети свободно выбирают занятия, но выполняют его так, как задумал педагог, — в рамках, предусмотренных при создании стандартизированного дидактического материала (кубы-вклацыши, рамки с гнездами разнообразной формы и вкладыши для заполнения этих гнезд и т. п.).

    Устройство дидактического материала позволяет ребенку самостоятельно обнаруживать свои ошибки. Исправление ошибок требует сосредоточенности, внимания, наблюдательности, терпения, упражняет волю, способствует воспитанию дисциплинированности и ответственности ребенка.

    Упражнение "активности" — главное в занятиях, а задача приобретения знаний является попутной.

    2.  Основа обучения в дошкольном и младшем школьном возрасте, по Монтессори, — сенсорное воспитание, которое осуществляется с помощью организации окружающей среды и занятий с дидактическим материалом.

    Для тренировки органов чувств Монтессори рекомендовала исключать всякие отвлекающие влияния: при упражнении одного органа "выключать" остальные (например, для развития более тонкого осязания у детей завязывать им глаза). Эффективность в обучении Монтессори связывала с выделением особых ("сензитивных") периодов повышенной восприимчивости детей к воздействиям окружающей среды: 0—6, 6—12, 12-18 лет.

    Первая фаза (от 0 до 6 лет) является наиболее сензитивной для сенсорного развития. Она характеризуется глобальной ориентацией познавательной активности ребенка на формирование чувственного образа окружающего мира.

    Игры, занятия, упражнения с дидактическими материалами позволяют развивать зрительно-различительное восприятие размеров, форм, цветов, распознавать звуки.

    По системе М. Монтессори работают сегодня образовательные учреждения во многих странах мира, в том числе в России.

    3.  Краткие биографические данные Марии Монтесори:

    ✓ 1896 г. — выпускница медицинского факультета Римского университета, доктор физиологии и гигиены; работа с умственно отсталыми детьми в клинике, развитие идей французского врача и педагога Э. Сеген (особенно дидактического материала для умственно отсталых);

    ✓ с 1907 г. — воспитание дошкольников в детском саду;

    ✓ начало 40-х гг. XX в. — оформление педагогической системы М. Монтессори, мировое признание и известность. Использованные источники:

    Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. С 151-152.

    Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Под. ред. Т.Н. Ерофеевой. — М.: Академия, 2000. С. 164-170.


    Please publish modules in offcanvas position.