Вопрос 90. Педагогика Р. Штайнера
1. Основные положения "вальдорфской педагогики " |
2. Вальдорфские учреждения |
1. В 1919 г. в германском городе Штутгарте открылась школа для детей работников фабрики "Вальдорф-Астория", ставшая известной как Вальдорфская школа.
Теоретическое обоснование ее учебно-воспитательного процесса разработал Рудольф Штайнер (1861—1925).
2. Основа педагогической концепции Р. Штайнера — религиозно- философское учение (антропософия): развитие человека как результат взаимодействия телесных, духовных и душевных факторов.
Р. Штайнер сформулировал свой закон творчества, находящий выражение в духовном опыте ребенка. Согласно этому закону, хронологически не совпадающие циклы физического, умственного и нравственного развития человека делятся на семилетия. В задачи воспитателей входит прослеживание этих циклов у каждого ученика и создание благоприятных условий для их развития.
Цель "вальдорфской педагогики" — воспитание духовно свободной личности, способной в индивидуальном творчестве преодолеть тенденцию общества к консервативному воспроизводству существующих социальных структур и стереотипов поведения и, таким образом, действовать на пользу прогрессу. Сторонники "вальдорфской педагогики" видят в ней не систематическую и нормативную научную дисциплину, а "искусство пробуждать" скрытые в человеке природные задатки.
Главное действующее лицо — классный учитель, который:
✓ организует почти всю учебно-воспитательную работу со своими учащимися;
✓ разрабатывает и преподает основные общеобразовательные предметы;
✓ создает и поддерживает в интересах воспитания тесное взаимодействие между учащимися и учителями, между школой и родителями;
✓ работает не по жесткому плану: необходимый план должен быть "прочитан" непосредственно в каждом ученике.
Развитие человека рассматривается как цепь имманентных ступенчатых преобразований, протекающих в значительной мере под влиянием биогенетического закона.
Поэтому в вальдорфских учреждениях большое внимание уделяется художественному воспитанию, которое ориентируется на развитие именно живого мышления и прочной воли. Искусство — наилучшее средство формирования черт личности, способной находить адекватное отношение к меняющимся условиям окружающего мира. Как правило, обучение делится на три ступени:
✓ до 9 лет; до 12 лет;
✓ до выпуска.
Начальное обучение ведется медленно, с преимущественным использованием различных образных форм, которые применяются и на старших ступенях.
Предметы учащиеся проходят так называемыми эпохами: в течение 3—4 недель ежедневно на первых уроках дается один и тот же предмет, во время паузы в его преподавании подобным образом изучается другой.
Учебники в общепринятом смысле не применяются. Необходимые записи ученики делают в тетрадях "по эпохам".
Значительное внимание уделяется трудовому воспитанию (овладение практическими навыками — от вязания до индустриального труда или полного цикла сельскохозяйственных работ).
Оценки не выставляются. По окончании учебного года классный учитель составляет подробную психолого-педагогическую характеристику каждого учащегося.
Общим для педагогов является критическое отношение к любым формам селекции учащихся, тестированию и отбору одаренных.
Вопросы организации воспитательного процесса решаются коллегиально на еженедельных конференциях учителей.
Вальдорфские учреждения автономны и не имеют над собой руководящих инстанций, управляются педагогическим советом.
В 25 странах мира, в том числе в России, успешно функционируют детские сады и школы, реализующие идеи "вальдорфской педагогики".
Движение за открытие вальдорфских школ возобновилось после Второй мировой войны, особенно с 60-х гг., охватив многие страны.
К 1990 г. в мире насчитывалось около 500 вальдорфских школ, около 1000 детских садов. Это частные учреждения, иногда с частичным государственным субсидированием (в различных странах — от 30 до 80%).
Вальдорфские школы дают полное среднее образование.
Во многих странах получило распространение Кэмпхиллское движение., также основанное на идеях вальдорфской педагогики.
Использованные источники:
Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. С. 127.